Учиться меньше, но лучше?

Больше месяца в области идут активные споры на школьную тему. А именно — надо ли всем школам перейти на пятидневку? Мы тоже пытались это выяснить, и вот что получилось.

334

За здоровье и семью

На самом деле тема это далеко не новая, возникает с завидной регулярностью и уже не первый год. Сейчас поводом стала петиция жительницы Мурманска, которая появилась на сайте change.org. В ней речь идет об отмене шестидневной учебной недели в районах Крайнего Севера. Обращена петиция к Президенту РФ, депутатам Госдумы и Роспотребнадзору.

18 ноября документ другого автора появился и на сайте петиция-президенту.рф, и в нем тоже речь идет о пятидневке на Севере.

На что же упирают противники обучения в школе шесть дней в неделю? На справедливость. Взрослые работают пять дней, а дети “пашут” шесть. То, что в тяжелых климатических условиях это очень сложно, признает даже государство — доплачивает северянам.

Еще одна причина — забота о здоровье. Ранние подъемы шесть дней в неделю приводят к недосыпу. В наших условиях недостаток кислорода, отсутствие солнца надо компенсировать прогулками, на которые у детей просто не хватает времени. В результате страдают сердечно-сосудистая, эндокринная, иммунная, нервная и репродуктивная системы. “Взрослым порой не хватает этих двух дней для полноценного отдыха! Что уж тогда говорить о детях, которые точно не супергерои и не способны хорошо усваивать школьный материал шесть дней в неделю подряд!” — уверена автор петиции президенту.

Упирают и на семейные ценности. “Во время рабочей недели катастрофически не хватает времени на общение с ребенком. Одного дня для этого мало, учитывая, что единственный выходной посвящен подготовке уроков на понедельник. Почему школа отрывает ребенка от общения с семьей?” — пишет автор другой петиции.

 

Пусть хоть поедят!

Безусловно, петицию написали и поддерживают внимательные родители. Но, кажется, они многого не знают.

— Пять дней будет учиться школа или шесть — это решение самой школы, — говорит Марина Титова, начальник апатитского Управления образования. — У родителей есть право обратиться в совет учреждения, в который входят администрация школы, учителя, родители и дети. И на совете уже решают, сколько учебных дней будет в школе, у каких классов, чем грозит такое решение и какие у него есть плюсы. Директор обязательно должен ознакомить родителей со всеми рисками.

А риск, по большому счету, один, но существенный: отсутствие знаний и плохая подготовка к экзаменам. Почему? Марина Николаевна объяснила — существует учебный план. Для примера возьмем такой: математика — пять часов в неделю, русский язык — шесть, физкультура и английский язык — по три часа, труды — два, музыка и ИЗО — по часу.

— Если переходить на пятидневку, скажите, какой предмет уйдет? — задает риторический вопрос Марина Титова.

— А нельзя эту нагрузку раскидать, освободив субботу?

— Нет, больше шести уроков в день быть не может. Поэтому сокращаем учебный план, а значит, все уроки с субботы убираем. Получается не 36 уроков в неделю, а 30. И убирать придется часы тех предметов, которых запланировано больше, а это математика и русский — обязательные для итоговой аттестации. Сокращать план за счет музыки, ИЗО и других малочисленных предметов нельзя, мы должны их реализовать.

Я прекрасно понимаю, что сейчас родители хотят субботу потратить на семейные дела или совместный отдых. Но, понимаете, миссия школы — сделать так, чтобы после ее окончания ребенок в жизни устроился, знания ему дать, воспитать человека. Сейчас в школах масса воспитательных мероприятий проходит как раз по субботам. Есть семьи, которые два выходных занимались бы с детьми, а есть и такие, в которых родители проспят до обеда… Да и потом, у нас есть множество семей, дети из которых в субботу придут в школу и хотя бы поедят в столовой. Потом воскресенье как-то переживут и в понедельник снова пойдут в школу…

Можете не верить, но директора школ и учителя против пятидневки, и не потому, что это скажется на зарплате. Все, с кем я обсуждала эту тему, говорили в первую очередь о так называемых социально запущенных семьях. По словам педагогов, такое впечатление, что страна вернулась в голодные-холодные девяностые годы. Сейчас, так же, как и двадцать лет назад, стало много детей, которые приходят в школу еще до ее открытия и уходить домой не стремятся. Мамы и папы у них либо очень рано отправляются на работу и чад из дома выпроваживают, чтобы чего не натворили. Либо родителям вообще нет дела до ребенка, и он от ненужности дома идет в школу, то есть туда, где его выслушают, поговорят и… да-да, накормят. Нужен ли таким детям лишний мучительный выходной?

Если не ради знаний — в хороших семьях их недостаток восполнят услуги репетиторов, а ради таких вот детей, может, и не стоит воевать с шестидневкой?

Тем временем депутат Государственной Думы тоже предложил изменить систему образования. Василий Власов считает, что в России оно должно быть 12-летним, последний класс нужно сфокусировать на профориентации учащихся. Тогда, по мнению парламентария, в стране будет меньше выпускников вузов, которые работают не по специальности. Депутат уверен: происходит так исключительно потому, что нынешние школьники, получающие лишь общий уровень знаний, не могут определить ту сферу, в которой они могут реализоваться. А кроме того, Василий Власов считает, что летние каникулы в школах необходимо продлить на месяц. Поддержат ли его коллеги — посмотрим.

Поделитесь:Share on VK
VK

5 комментариев на “Учиться меньше, но лучше?”

  1. Это действительно неприятно удивило: » По словам педагогов, такое впечатление, что страна вернулась в голодные-холодные девяностые годы».

  2. «страна вернулась в голодные-холодные девяностые годы»

    Так оно и есть. Сегодня учатся дети тех, кто был школьником в ельциновские годы. Я работаю в школе, но за пятидневку. Если убрать не нужные предметы, то всё получится. Но это в компетенции Москвы. Я в старших классах приходил домой в 14 часов после 6 уроков, сегодня у пятых классов по 6 уроков до 15 часов.

  3. В школе почему-то полагают, что нужно давать много часов на математику и русский язык. По прошествии многих лет могу сказать, что из школьного курса математики в жизни потребовался самый минимум и огромная нервотрепка на десятки контрольных была абсолютна лишней. Что касается русского языка, то целью должна быть нормальная грамотность и умение излагать свои мысли на бумаге. Но на это никто не пойдет. Насчет себя могу сказать, что стал доктором наук. И знаю, о чем пишу точно.

    1. Доктор наук, Вам бы не про цели русского языка рассуждать, а пунктуацию повторить. А то «казнить нельзя помиловать» получается, блин. Это и про последнее предложение, и про умение излагать мысли на бумаге. В какой области наук Вы в докторах числитесь, уважаемый?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *