Уроков – орать и орать,

Мы привыкли считать себя “самой читающей нацией”, но, по данным статистики, лидеры в школьном образовании — Эстония и Финляндия, Россия занимает 33-е место. И вроде бы учат у нас строго, методики разрабатывают, интерактивные доски и электронные дневники внедряют, заборами школы огораживают, а что-то все никак не выпрыгнем из середнячков.

Кто-то кивает на ЕГЭ — не наша, мол, система. Кто-то обвиняет во всем проклятые гаджеты с интернетами — не дети из-за них, а зомби. Родители слишком заняты работой, не следят… Учителя слишком заняты бюрократией, не следят… Получается замкнутый круг взаимных обвинений.

Накануне Дня учителя я оказалась в одной компании с педагогом. Разговорились. Я любопытствовала, она отвечала. И потом согласилась, что я напишу про наш разговор. Но имя попросила не указывать, ведь в нашей школе заборы новые, а традиции древние: о ней либо хорошо, либо ничего.

— Вот скоро День учителя. Что учителю действительно нужно желать?

— Терпения. И здоровья. Но терпения в первую очередь, без него невозможно существовать в школе.

У меня педагогический стаж больше 20 лет. Очень важно, чтобы был коллектив хороший: единомышленники, приятели. Чтобы тебя поддерживали, сопереживали, интересовались делами. Тогда на работу идти хочется. А не хочется идти, когда страшно, что на тебя будут кричать…

— Зато, говорят, вам теперь хорошо платят.

— У нас ставка — 18 часов в неделю. У меня сейчас 26 часов, например. Берем оклад, добавляем категорию — первую или высшую. Раньше доплачивали преподавателям устных предметов за проверку тетрадей. Сейчас это — на усмотрение директоров. Дальше — стаж, сложность предмета. У каждого есть коэффициент — самый высокий у русского языка и математики.

Доплата за классное руководство. Вот тут интересно. В классе по СанПину должно быть 25 человек. Меньше нельзя, больше приветствуется. Если меньше 25 — тебе платят меньше. Но если у тебя больше 25, то никто доплачивать не будет. Теперь на школу выделяют денег столько, сколько в ней учеников.

— Но если меньше детей в классе — это лучше! Больше внимания…

— Конечно! Если детей меньше, то учителю легче объяснить материал, проверить, как усвоили. Что такое урок? За 45 минут я должна спросить домашнее задание и дать новый материал. Но на проверку домашнего задания уходит больше половины времени, новый материал — галопом. Ты стоишь, как на сцене, а перед тобой уставшие зрители: кто в окно смотрит, кто мечтает, кто жует. Один слышит, другой нет. Мы ведь все с разной скоростью воспринимаем материал. Надо все записывать, особенно у малышей, пятиклашек.

С маленькими вообще трудно — они привыкнут в начальной школе к игровой форме, а у нас гора материала, и его надо впихнуть. Нам учителя начальной школы говорят: вы торопитесь. Но предметники привыкли быстро говорить. А у детей в этот год масса новых предметов и разных учителей — у всех свои требования, характеры, голоса.

Дети вышли из школы, у них — раз! — и все файлы стерлись. А родители требуют индивидуального подхода к ребенку. Я им говорю: вы приведите к себе домой 25 человек на 45 минут и найдите к каждому индивидуальный подход. Попробуйте!

— А что в современной школе делает классный руководитель? Кроме того, что ведет уроки, ведь освобожденных классных больше нет.

— Вот начался учебный год, и я должна просмотреть личные дела и проверить в них копии всех документов детей. Выставлены ли оценки прошлого года. Дальше — списки, отчет по возрасту и полу каждого ученика. Я должна заполнить социальный паспорт на каждого ребенка, провести анкетирование родителей: в каком микрорайоне живут, сколько детей имеют внешкольные занятия и какие. Сколько многодетных семей, полных-неполных, перечислить всех детей в семьях, опекунов, если есть. Должна составить план воспитательной работы на год согласно плану школы. Дальше — отвечаю за питание, заказываю завтраки-обеды, слежу, чтобы поели. Проверяю ежедневно, все ли пришли на уроки, звоню родителям.

Дальше — вот мои ученики сдавали ЕГЭ и ОГЭ. Мне дали распечатку, на какой вопрос кто и как ответил. Я должна посчитать проценты и сдать отчет. Затем должна сдать в электронном виде все поурочное планирование. У меня это классы с 5-го по 11-й, плюс факультативы. По 68 уроков в каждой параллели — все внести в таблицу вручную, потом должна эту папку предоставить…

— А ты точно учительница?

— Да (смеется). Так, что еще? По окончании четверти мы сдаем отчет — сколько троечников, отличников… По каждому классу посчитать динамику учебы. Затем должна проводить классные часы, изучать с детьми технику безопасности и заполнять по ней журнал с их росписями.

— А деньги собираешь на всякие шторы?

— Нет. Мы своими силами с родителями пару лет назад сделали в классе ремонт. Карнизов нет до сих пор, но есть интерактивная доска. Зато в нашей школе бумагой и чернилами для картриджа нас обеспечивают, а где-то учителя сами все покупают.

— Получается, что учителя, особенно классные руководители, в общей сложности никаких не 18 и не 26 часов работают.

— У меня 26 часов в этом году, было пару лет назад 38 и даже 42 часа. Это один выходной, работа с утра до вечера.

В школе при такой нагрузке должен присутствовать человеческий фактор. Мы ведь такие же люди, как и вы — у нас семьи, дома встаем у плиты, с детьми уроки учим. Но зачастую родители учеников думают, что мы на посту всегда, нам можно звонить в любое время суток, писать в соцсетях. Или что в воскресенье мы должны вести детей в поход, пока родители на диване отдохнут…

А дети же очень много берут энергии. Вроде бы ты только руками машешь и говоришь, такой красивый стоишь у доски. Но во время урока я должна держать в голове весь материал, видеть на 180 градусов — могу слушать одного и смотреть, что делают другие. Если у меня ребенок колпачком от ручки подавится во время урока, меня же посадят! А они их жуют бесконечно…

— И какая у вас все же зарплата?

— Наши власти рапортуют — средняя 40 тысяч. Зарплата зависит от региона, от школы. Недавно читала спор педагогов из Воркуты и Тулы. Учитель из Тулы возмущалась: чего это у нее 15 тысяч зарплата, а в Воркуте 30? “Воркута” объясняет, что у них надбавки северные, а “Тула” отвечает: нам тоже холодно, почему нам так не платят? И вообще, чукчи всю жизнь жили без доплат!

Вот отпускные учителей по стране: у кого-то 150 тысяч, а у кого-то 30. В Средней полосе зарплаты шесть-семь тысяч, в Питере и Москве — около 70, там городские власти добавляют.

У меня было 38 часов и классное руководство — заработок был 50 тысяч. Сейчас я получаю 28, иногда 30 тысяч. Вообще, должны стимулировать нам участие в конкурсах, премии за учеников-олимпиадников давать. Но мы слышим — “денег нет”.

Учителя, конечно, озлоблены на несоответствие затраченных сил и оплаты. Мы же творческие люди, мы должны учить и не думать о том, хватит ли сыну на ботинки и на квартплату. А то, что нам поднимали зарплаты — это ведь на четыре-пять процентов, мы даже и не почувствовали.

Из-за денег учителя и не уходят на пенсию подолгу. А молодые не задерживаются в школе — поработают пару лет, посмотрят на то, сколько платят и сколько требуют, и уходят. В городе у нас нехватка физиков, химиков, географов с профильным образованием. Нет людей.

— Скажи, к тебе есть претензии со стороны родителей?

— Бывают. Но с претензиями как? Мы родителям объясняем свои действия, а родители нам — то, что им рассказали их дети. А дети могут, что угодно придумать, чтобы их не ругали. Но не всегда. Иногда к ребенку нужно прислушаться и сразу идти разбираться в школу, а не забрасывать ситуацию.

Еще я говорю родителям: не мучайте детей. Многие хотят, чтобы ребенок был отличником, и сразу по всем предметам. Но это исключение! А его еще нагружают секциями, кружками, репетиторами… Детей жалко.

— А у тебя как у мамы бывают претензии к учителям твоего ребенка?

— Нет. Я живу по принципу “Учитель всегда прав!”. И я знаю своего сына, вижу, как он готовится к урокам, у меня трезвый взгляд на его усердие. Мы каждый день с ним ругались! Я приходила после шести уроков, проверяла чужие тетрадки, и мы с ним садились делать ЕГО уроки. Как в анекдоте: “Сынок, тебе много задали? Ой, мама, тебе орать и орать!” С учениками сдержишься, а своему дома скажешь все, поорешь, у ребенка истерика, тебя колотит. А потом я решила: хватит! И сын, когда надо, когда строгий учитель, сразу все делает. Но… я до сих пор пишу ему сочинения. А он еще и просит: “Не пиши много, мне лень переписывать!”

Недавно глава администрации сказал в своем отчете: центр работы с молодежью должен быть вокруг классного руководителя…

— Ну что тут скажешь? Небожители, придумывают… Мне тут коллега заявляет: “Президент сказал, что мы должны вовлекать родителей и становиться к ним ближе”. Как мы станем ближе? Мы приглашаем их в школу. Не приходят — вызываем. А многие родители уверены: я отдал ребенка вам, привет!

С другой стороны, мы детей видим чаще, чем их родители, знаем о них больше. Но я же не живу в школе, а работаю, и почему, выходя за ее пределы, я должна думать о вашем ребенке? Я думаю о своем.

Ребенок — зеркало семьи, по нему сразу видно, интересуются ли им дома. И именно та часть детей, что сидит на “плохих” сайтах, гуляет по стройкам, имеет мам и пап, которые либо с утра до вечера зарабатывают, чтобы прокормить семью, либо антисоциальны, либо им на детей попросту наплевать. И при чем тут классные руководители?

А в целом дети у нас хорошие. И с ними надо говорить на равных. Тяжело учителям становится с возрастом — у новых поколений другое мышление, другие интересы. За ними надо поспевать, интересоваться их модой, их сленгом, если ты хочешь иметь с ними взаимопонимание, авторитет.

Мы, учителя, тоже бываем не правы, делаем ошибки. Нужно уметь их признавать. Я иногда на коллег смотрю и думаю: если для тебя работа — обуза, откажись, не трогай детей, не унижай их. Некоторым будто жалко похвалить ребенка — повесили ярлык, так он и живет. Да похвали ты разок троечника, он перестанет бояться твоего осуждения и сделает что-то сам, пусть неправильно, но сделает!

— Если говорить о подростковых суицидах, наказывают школу?

— Школу, да. Очень плохо, что сократили психологов школьных, а они очень нужны! Психологи и тренинги могут проводить, и помочь ребенку отдельно в сложной ситуации. Я всегда родителям советую искать психологическую помощь. У нас ведь какая реакция, у родителей? Мы орем от беспомощности, от страха или от глупости. А с ребенком надо разговаривать. Не все это делают. Вам не нравится то, что он говорит? Не критикуйте сгоряча — приводите примеры, подавайте другой ракурс, реагируйте как-то. Хотя бы слушайте. И главное — не бейте детей! Никогда.

— Ты представляешь себе день, когда расстанешься со школой, с учительством? Страшно от этой мысли?

— Нет. Я мечтаю купить домик в деревне с садом, цветами. И чтобы поблизости ни одного ребенка! Хотя бы пару дней.

Поделитесь:Share on VK
VK

4 комментария на “Уроков – орать и орать,”

  1. «И чтобы поблизости ни одного ребёнка»… У Вашей собеседницы, уважаемая Наталья, налицо признаки профессионального выгорания. Посоветуйте ей взять творческий отпуск, у учителей есть такая привилегия. 😉 Я тоже в школе работаю давно, но до сих пор в августе уже тянет на работу, а на пенсию ещё совсем не хочется уходить. А с планами и отчётами мы уже научились справляться! Не так это и страшно! Всем коллегам творческих успехов!!!💐💐💐

    1. Ой да ладно, я тоже люблю отдыхать, чтоб рядом не одного ребёнка…тогда полностью восстанавливаешься, и готов на новый рабочий виток…вполне нормальная ситуация.

  2. Если захотеть негатив увидеть можно во всем. На пенсию не просится, на отчеты не жалуется… Какое «выгорание»?

  3. Научились справляться со всякой бюрократией, вот только работать это не помогает.Время не резиновое и основное дело хромает. Творчества давно нет и выгорание здесь не при чём. А если учитель уходит в творческий отпуск в 50, то потом его назад заманить очень трудно. Мы умеем жить на те средства , которые нам как кость кидает государство. А зарплата всё смешнее и смешнее! Давно нет доплат за стаж. Наверное уже лет 20. А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *