Ужасы и мультики — наше всё!

Мы грустили, когда в 90-х “Полярный” закрылся. Мы радовались, когда он опять открыл свои двери 11 лет назад. И нам кажется, что сходить в кино — безусловное право каждого горожанина. А если “кина не будет”? Взгрустнем или равнодушно пожмем плечами?

Там, где были афиши, - зияющая пустота. Спасибо детям, раскрасившим серый асфальт. Фото Елены Балабкиной.
Там, где были афиши, — зияющая пустота. Спасибо детям, раскрасившим серый асфальт. Фото Елены Балабкиной.

Я б пошел, да все не то

 

“Ерунду какую-то показывают, вот и не хожу…” — говорит про кинотеатр моя подруга Лена. Я зову ее на “Дюнкерк”, объясняю, что это обязательно нужно посмотреть. Тем более — Кристофер Нолан! И мы идем, и остаемся довольны. А потом опять с грустью смотрим в афишу — все мультики да истории из комиксов.

— Да, правда, в Апатитах смотрят только мультики и ужасы — это не я утверждаю, это статистика за 11 лет, — рассказывает директор “Полярного” Светлана Жукова. — Неплохо люди шли на “Адмирала”, смотрели “Батальон” и “Сталинград” — это зритель постарше.

Мы, конечно, не единственные после Мурманска — кинотеатры есть сегодня в Мончегорске, Кандалакше и Полярных Зорях (именно туда уехала старая, бобинная установка из “Полярного”, когда кинотеатр купил “цифру”). Но к нам ездят в кино со всей области, просто потому, что много лет назад “Полярный” наладил отличные связи с прокатчиками и мы демонстрируем максимально возможное для нас количество премьер.

Хотите знать, как составляется репертуарный план? Даже не думайте об этом, система сложная, с наскока не возьмешь. Суть в том, что если ты не выполнишь одних пожеланий прокатчика — они могут не выполнить твоих в следующий раз. Светлана рассказывает, что прокатчики, а их доля с каждого проданного билета 50 процентов, всегда просят максимум сеансов для премьер. Но в Апатитах всего один зал, и приходится крутиться.

— Помните историю с “Викингом”? — рассказывает Светлана. — Все тогда обиделись, что мы не показываем, и уехали в Мончегорск. Но под “Викинг” просили по пять сеансов в день из восьми возможных, мы отказались, зато показали семь новинок за новогодние каникулы. А потом мне звонили из кинотеатров других городов и жаловались, что зрители кончились, а прокат продолжается. И через четыре дня они “сели”… А для нас новогодние каникулы — самое горячее время. За эти десять дней в кино сходит столько же людей, сколько потом с мая по август. И потому для меня крайне важно хорошо отработать — тогда мне хватит денег за аренду здания заплатить.

Но вообще, российское кино наш народ очень плохо смотрит — я об этом сужу по выручке. Если не будет массированной рекламы — вообще никто не придет. В прошлом году, например, «Дуэлянт» прошел впустую…

Осенью будет история с “Матильдой” — мы ее планируем к показу. У фильма хорошая реклама — спасибо политике, и я думаю, народ на него пойдет. А для нас главное — деньги, потому что это зарплата людям, платежи по электричеству и возможность поставить новые цифры на кресла в зале.

Мы со Светланой вспоминали времена, когда в “Полярном” показывали фильмы Антониони, Этторе Скола, Элема Климова и Сергея Соловьева. Да, эти времена прошли потому, что сегодня кино — это деньги. А деньги — возможность показывать кино.

— Вот, скажем, из долгов нас вытащила кинокомпания “Марвел” с его “Доктором Стренджем”, — смеется Светлана. — Осенью выйдет “Бегущий по лезвию-2” — обязательно возьму пять сеансов. Вот так я сижу и выбираю — что заработает денег, а что нет. Я не говорю вообще о фильме, о его качестве — я говорю о городе, о нашем зрителе.

И когда мне пишут, мол, вы заказываете фильмы из личных предпочтений, могу сказать — да, из соображений сборов. Сама я в кино не была со времен «Аватара». И вот недавно меня просили показать какой-то фильм артхаусный, я сделала один сеанс в день, и что? Пришли 17 человек…

— А почему стало меньше фильмов в 3D?

— Действительно, 3D понемногу отходит. Во-первых, интерес поостыл. Во-вторых, очки не всем удобны. А в-третьих, у нас есть особенность: для нашего зала установлен очень большой экран. И теперь для 2D картинка отличная, а вот в 3D многие фильмы темноваты. И мы ничего тут поделать не можем.

 

Дожди и метры

 

Для Апатитов кинотеатр — не просто искусство, но и архитектура, так сказать. Само здание на площади Ленина было построено в 1965 году. Сохранились даже имена строителей — возводила его бригада Ивана Лепко, руководил работой Феликс Геллер, отделку вела бригада Антонины Бухальцевой. С тех пор оно в муниципальной собственности, сдано в аренду для показа фильмов на 25 лет.

— Здание красивое, но спроектировано так, что ливневки не справляются — козырек большой, высотой по колено, дождь и снег там держатся, как в миске, — рассказывает Светлана Жукова. — У нас на крыше тепловой кабель лежит, греет, но и его не хватает физически. Какой бы ни был гудрон, от сырости он все равно разбухает, швы расходятся со временем. И крыша течет… Иногда стыдно людей в зал запускать, когда на улице ливень — ведра ставим. А сделать ничего не можем — на просушку уходят минимум сутки сухой погоды. При этом капать продолжает даже без дождя. На реконструкцию крыши нужны очень большие деньги — около 1,5 миллиона рублей минимум, только на “косметику”.

“Полярный” — это полторы тысячи квадратных метров без возможности сдать в субаренду свободные площади (можно не больше десяти квадратных метров). Хорошие большие помещения пустуют. Приходили сюда люди с предложением организовать детский развлекательный центр, но — увы, такие правила аренды. Ничего лишнего нельзя.

— Мы в апреле вышли из долгов по аренде, и для меня это большая победа, — говорит Светлана. — Сейчас мы прикладываем все усилия, чтобы немножко подремонтироваться. В июне залили часть крыши, самый аварийный кусок, который над залом. У меня в кабинете все равно потечет — но этого никто не видит, пока я дыры плакатом с Терминатором прикрыла…

Аренда такого большого здания, конечно, ноша. Были послабления за работу с детскими домами, с инвалидами, но теперь их сняли. Долги копятся, потом постепенно раздаются. Труднее стало и с энергетиками — договориться с ними об отсрочке невозможно, при любой задержке оплаты тут же приходят отключать. Но в этом случае кинотеатр вообще ничего не заработает. Средние месячные счета тут — 100-120 тысяч рублей. И еще — зарплата, налоги, отопление…

— Люди часто жалуются, мол, прохладно у нас в зале зимой, но вся проблема в том, что здание старое, трубы в стене и зал прогреть трудно. Еще и косметический ремонт часть тепла перекрыл…

Вандалы

 

“Косметику” в “Полярном” сделали в 2007 году, а когда в 2009-м меняли установку (ее цена — 4,5 млн рублей), то сразу и экран заменили, и часть пола. А в 2015 году появились новые кресла — заменили старые, вышедшие из строя новыми такой же модели.

— И все равно за два года люди умудрились их попортить, — сокрушается Светлана. — К тому, что цифры номеров от кресел отдирают, мы уже привыкли. Но ведь еще и прыгают на креслах, и не дети — те, кому уж лет 16. И как ему объяснить, что так нельзя?

А попкорн? Ведь сыплют от прилавка и до кресла. Ну, рассыпал ты или ребенок в зале — возьми веник у вахтера, подмети за собой. Между сеансами это нетрудно сделать. Или ребенка своего заставь подобрать с полу чипсы — это ведь тоже воспитание. Слов нет!..

Вот почему мы кресла из фойе убрали? Да просто к нам переместилась вся та молодежь, которую из ДК охрана выдавила. Мы не против молодежи, но как нам реагировать, когда паренек достает из кармана нож и вырезает кожу из кресла? А каждое стоит 30 тысяч рублей, где нам взять денег на ремонт? И ведь потом родители того же парня будут жаловаться, что перед сеансом некуда присесть…

Вы заметили, что у нас с фасада исчезли афиши? Это было весной. Когда-то нам их сделали натяжными, на заказ, и я дома сама делала наклейки с фильмами — каждую буковку вырезала и приклеивала. А потом… Сначала одну афишу порезали ножом, из второй вырезали квадрат, а третью крест-накрест перерезали. И мы решили их не вешать больше. Пусть тут будет пустота, раз людям не нравятся афиши…

Особенный вандализм начался примерно полтора года назад. Почему? Да просто, я думаю, выросло поколение тех, кого никто никогда не воспитывал.

 

Деньги и люди

 

Светлана говорит, что очень благодарна всему коллективу кинотеатра за поддержку и понимание. За то, что даже в самые трудные месяцы никто не уходит.

— Вот в июле мы, как и все предприниматели, переходили на новые кассы, да еще и с терминалами бились, чтобы все заработало! Наш программист сам писал код, чтобы подключить терминал к билетной программе. А люди говорят: вы отсталые, до вас только дошел безналичный расчет. Но не все так просто, ведь при расчете по терминалу примерно 10 процентов цены билета уходит банку. В результате билет за 210 рублей превращается в билет за 170. А делать мы это обязаны…

Конечно, все сегодня смотрят по домам сериалы. Но кино на большом экране — это же не только фильм. Это социализация, это пара часов в обществе людей. И это возможность сходить с девушкой на первое свидание. Так всегда было, помните?

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *