Наука точная и нескучная

Апатиты. Необычные уроки математики проводят в школе №10

Девочки в 7Б знают математику не хуже мальчиков, только воспринимают  предмет по-другому. Так считает Ярослав Алексеевич. Фото Ольги Герчиной.

Девочки в 7Б знают математику не хуже мальчиков, только воспринимают предмет по-другому. Так считает Ярослав Алексеевич. Фото Ольги Герчиной.

На днях на сайте школы появилось объявление для шестиклассников всего города: 25 апреля здесь проведут тест для зачисления в седьмой класс с углубленным изучением математики. Класс планируют открыть в новом учебном году.

На работе Ярослав Сахаров занимается геофизикой, в университете учит высшей математике,  а в школе решает логические  задачи с детьми. Фото Ольги Герчиной.

На работе Ярослав Сахаров занимается геофизикой, в университете учит высшей математике,
а в школе решает логические
задачи с детьми. Фото Ольги Герчиной.

Просто — о сложном

Семиклассники школы №10 очень даже неплохо ладят с одним из интереснейших разделов математики — комбинаторикой, — только подавай задачки! Что, собственно, и делает ученый, физик, заведующий лабораторией Полярного геофизического института КНЦ РАН Ярослав Сахаров. Каждую пятницу он приходит в школу ради дополнительного урока математики.

— Я 18 лет преподаю студентам в вузе, опыт, как вы понимаете, есть, — говорит Ярослав Алексеевич. — Но к школьному уроку готовлюсь всю неделю.

— Это непросто — говорить популярно о сложных вещах, — считает завуч школы Татьяна Кузьменко. — Ярославу Алексеевичу это удается.

И это правда. Видела своими глазами. В прошлую пятницу, 17 апреля, 45 минут пролетели быстро и очень увлекательно. Ученики седьмого класса слушали ученого внимательно, дружно тянули руки, наперегонки отвечали и сильно огорчались, если ответ оказывался неверным. А было и такое.

— Не переживайте, — успокаивала ребят Татьяна Кузьменко (она тоже ходит на уроки вместе со своими учениками, ей интересно). — Похожая задачка мне попалась при поступлении в пединститут, и именно с ней я тоже не справилась.

Илья учится в физико-математическом классе, но любимый предмет у него рисование. Фото Ольги Герчиной.

Илья учится в физико-математическом классе, но любимый предмет у него рисование. Фото Ольги Герчиной.

Куда податься?

Нет, ну где седьмой класс, а где пединститут?! Впрочем, в десятой школе возможно и не такое. Уроки занимательной математики еще в прошлом году полюбились школьникам, их проводил замдиректора КФ ПетрГУ Евгений Вайнштейн. В вузе он вел “математическую школу” для пятых и шестых классов, а по пятницам приходил в школу №10 к ученикам 7, 8 и 9-х классов.
Летом Евгения Александровича не стало, но к радости школы его дело подхватил Ярослав Сахаров. Он считает, что выделение профильных старших классов не совсем эффективно.

— Логическими задачами “шевелить” детей нужно гораздо раньше, пока они не ушли с головой в Интернет, соцсети, — говорит Ярослав Алексеевич. — Здорово, что при филиале ПетрГУ есть “математическая школа”. Но после ее окончания, в 5, 6 или 7-м классах, дети с их любовью к математике оказываются никому не нужными. У нас же как: любишь петь — иди в хор, любишь танцевать — иди в танцевальный кружок. А любителю математики куда податься? А таких детей, поверьте, немало.

На самом деле у ученого с коллегами есть мечта — создать “Олимпийскую сборную” для талантливых учеников города. Некие бесплатные курсы для детей по математике, физике, химии, где работали бы лучшие учителя и ученые.

— На всероссийских олимпиадах некоторые области представлены десятками талантливых учеников, а от Мурманской области туда обычно едут единицы, — говорит ученый. — Хотя талантливых, способных детей у нас намного больше. Ими просто никто всерьез не занимается. С открытием “Олимпийской сборной” мы могли бы выпускать 10-15 ребят в год, которые впоследствии смогли бы связать свою судьбу с точными науками —  математикой, физикой.

У Артема семь кубиков Рубика. Фото Ольги Герчиной.

У Артема семь кубиков Рубика. Фото Ольги Герчиной.

Масса талантов

Тем не менее в десятой школе дополнительные уроки математики посещают разные ученики. К примеру, Илья Складенко хоть и учится в физмате, его любимый предмет — рисование. Молодой человек не первый год занимается в художественной школе и о возможной в будущем профессии математика даже не думает. Но, наблюдая за Ильей на уроке Ярослава Сахарова, можно подумать иначе: он активнее других отвечал и считает, что такие уроки очень нужны.

Артем Кирбитов тоже работал на уроке. Но прямо как Гай Юлий Цезарь, успевал делать несколько дел одновременно. Под столом. Там, в рюкзаке, у него целый арсенал головоломок. Некоторые он носит с собой в школу.

— Дома у меня семь видов кубиков Рубика, есть и другие головоломки, — рассказал Артем. — Я год уже этим увлекаюсь — научил дядя. Некоторые за 20 секунд собираю.

После урока половина класса собралась за партой у Артема — ребята попросили его собрать на время одну головоломку. Когда Артем закончил, ребята с гордостью посмотрели на меня — вот, мол, видите, какой он у нас! В общем, здорово было.

Вот так простой урок математики может поднять настроение даже далекому от комбинаторики человеку! У будущих семиклассников есть возможность испытать это на себе. Тест или контрольную работу по математике для зачисления в будущем году в новый 7В класс десятой школы будут проводить 25 апреля в 14 часов в кабинете №105.

 

Это интересно(2)(0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *