Семинар по вопросам экологического сотрудничества России и Норвегии с российской стороны организовал “Эконорд” (директор — Наталья Павлова). Кольский региональный экологический информационный центр “Эконорд” существует более 20 лет и все эти годы сотрудничает с народной школой “Пасвик”. Руководитель семинара директор школы по международным связям и проектам Осмунд Рест пригласил сотрудников норвежского департамента экологии из Осло и специалистов, отвечающих за решение экологических вопросов на местах в губернии Финнмарк, коммунах Сер-Варангер и Вадсе. Они рассказали об экологическом законодательстве Норвегии и о сотрудничестве стран в области экологии.
Народная школа
Школа “Пасвик” хорошо известна в Апатитах под именем “Сванвик” с начала девяностых годов, тогда первые школьники из нашего города отправились на учебу в это маленькое норвежское местечко. Школа — большое и уютное здание, где, кроме аудиторий, есть спортивный (он же концертный) зал, библиотека, мастерские, большая гостиная с телевизором и камином и столовая. Вокруг главного здания расположены домики, в которых живут ученики, чуть поодаль — конюшня, манеж для занятия конным спортом, футбольное поле. А еще “собачий городок”, где в будках живут разнообразные лайки — ребята за ними ухаживают, катаются на собачьих упряжках и выступают на соревнованиях.
“Пасвик” совсем не похожа на традиционную российскую школу. Предметы в ней, например, такие: охота и рыболовство, жизнь в дикой природе, конный спорт, северная кухня, норвежский язык и культура, иностранные языки.
Рядом — Никель
И еще в “Пасвике” огромное внимание уделяют всевозможным экологическим знаниям и проблемам. Ведь школа расположена в долине реки Паз — удивительном месте, богатом древними лесами, огромным количеством видов птиц, редких растений. По реке проходит граница России и Норвегии, а по прямой до поселка Никель и чадящих труб его металлургического комбината — не больше пяти километров. О воздействии “Печенганикеля” на природу всей коммуны Сер-Варангер (коммуна — аналог нашего района), о попытках вместе решить эту проблему так или иначе рассказывали все норвежские экологи, которые выступали перед молодежью из Апатитов.
Но самым большим экспертом в этом вопросе оказался Ян Томпсон, сотрудник экологического департамента Норвегии, он начал заниматься проектом “Никель” еще в конце 80-х. Однако сейчас проект практически не работает: собственники предприятия не считают нужным изучать экологические проблемы, искать пути их решения и исследовать влияние комбината на уникальные северные экосистемы.
Зато в северной Норвегии наличие такого соседства стало поводом для открытия экологического центра “Сванховд”. В центре есть ботанический сад, площадки для наблюдения за птицами, лаборатории, выставка, посвященная бурому медведю. Здесь наблюдают за количеством медведей, путями их перемещения, даже с помощью методов генетического анализа. Участники семинара побывали там на экскурсии.
Станция или рыба
Норвежское экологическое законодательство, о котором много и интересно рассказывали специалисты участникам семинара, — очень разумное и действенное. Хотя докладчики не раз говорили, что не следует думать, будто все идеально — чаще правительства страны и губерний все-таки предпочитают увеличение количества рабочих мест и экономическую выгоду сохранению природы в естественном виде. Однако ежегодно парламент страны выпускает специальный документ, в котором описывают состояние окружающей среды и задачи, которые необходимо решить. И хозяйственное использование любой территории, биологических или иных ресурсов невозможно без изучения этого вопроса с точки зрения экологии.
Например, на реке Паз существует сразу семь гидроэлектростанций. Считается, что энергия, полученная таким способом, одна из самых чистых и от ГЭС вреда меньше, чем от тепловой или атомной электростанции. Однако строительство ГЭС изменяет русло реки и вредит ее обитателям, прежде всего — рыбе.
Еще в 1964 году построили гидроэлектростанцию Скугфосс, но при этом компанию — владельца станции — обязали выпускать каждый год пять тысяч мальков форели в реку. Группа из “Эконорда” была и на гидроэлектростанции, и в подземном помещении, где разводят рыбу.
В России и в Норвегии есть люди, и их немало, которые считают, что сотрудничество в области экологии должно быть не только на государственном уровне, но и на уровне городов, областей и просто людей. Особенно молодых, которым предстоит жить на этой земле и дальше. И, может быть, знания о том, какие законы об экологии есть в других странах и как они работают, помогут им в будущем обустроить свою собственную.
Ох, вот съездят барышни в норвегию, узнать про экологически проблемы, а потом норвежские юноши взахлеб рассказывают о своих амурных похождениях в тот вечер)))))
а экологические проблемы так и остаются не решены….
Александр, ведь правда, что когда глупости приходят в голову, их лучше там и оставить, а не делиться с окружающими? Не стоит свой горький опыт жидким слоем размазывать на всех.