Ничего необычного в этом транспорте конечно нет. А вот то, что с ним происходит уже второй год — это человеческие поступки, причем, за гранью фантастики.
Появился со скандалом
В повестке прошлой сессии депутатов городского совета был один, казалось бы, проходной вопрос: согласовать передачу микроавтобуса “Мерседес” публичной акционерной организации “Мурманскавтотранс”. Автобус наш — купили его летом 2018 года за бюджетные деньги, чтобы передать в оперативное управление в автоколонну для пассажирских перевозок.
Летом 2019 года он стал фигурантом очень жарких дебатов между депутатами и тогдашним заместителем председателя комитета по управлению имуществом города Ольгой Панковой. На июньской сессии, во время обсуждения корректировки бюджета, депутат Светлана Марченко заинтересовалась одной строкой расхода — пять тысяч рублей на оплату иска, предъявленного к КУИ за пропуск срока постановки на учет транспортного средства, того самого “Мерседеса”. Как тогда объясняла Ольга Анатольевна, автобус не поставили на учет вовремя из-за отсутствия денег. Но депутаты хорошо подготовились к тому заседанию: внимательно изучили исковое заявление. А в нем четко указан ответственный за постановку ТС на учет — представитель КУИ, который к комитету никакого отношения не имеет, но действовал по его доверенности. Это настолько возмутило местных парламентариев, что принятие решения о корректировке бюджета было под угрозой срыва. Не хотели депутаты платить из муниципальной казны за чьи-то ошибки. Конфликт разрешился только благодаря грамотному вмешательству Любови Савиной, тогда она была начальником управления финансов.
Кстати, на нынешней сессии горсовета, которая прошла на прошлой неделе, депутаты этот случай вспомнили и спросили, кто же в итоге оплатил штраф. По словам Ольги Панковой, такое финансовое наказание взял на себя Евгений Бежок, который тогда был председателем КУИ.
Социальный или коммерческий?
Прошло еще чуть больше года и депутаты вновь и еще более жарко обсуждали “жизнь” этого автобуса. А некоторые жители города ее еще и наблюдали…
Итак, вопрос о передаче того же “Мерседеса” ПАО “Мурманскавтотранс” (апатитская автоколонна 1378 — филиал организации) сначала обсуждали на профильной комиссии, где докладчиком выступала Ирина Хаустова, нынешний заместитель председателя КУИ. Как сказала Ирина Ивановна, передать автобус в безвозмездное пользование организации надо для того, чтобы она осуществляла перевозки по маршруту регулярных рейсов “в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям сроком на год”.
Кажется, хорошее решение, но депутаты так не посчитали.
Сначала, по просьбе Павла Чуфырева, Александр Виноградов, руководитель УГХ, рассказал о контрактах на перевозки по городским маршрутам. По его словам, предыдущий контракт закончился 30 июня, с 1 июля действует новый — на перевозку по маршрутам №№10 и 10а. Также заключен еще один контракт на осуществление муниципальных перевозок по коммерческому маршруту №5к. Оба контракта предусматривают движение автобусов только по указанным в них маршрутам.
Класс автобуса “Мерседес”, о котором идет речь, не позволяет использовать его на маршрутах №№10 и 10а, на них могут работать только большие автобусы. А вот на маршрут №5к малый и средний класс автобусов допускается, а значит, “Мерседес” может использоваться только на коммерческом маршруте.
— А почему мы должны предоставить “Мерседес” для осуществления коммерческих рейсов безвозмездно? Мы таким образом помогаем автоколонне сводить концы с концами? Почему мы не сдаем его в аренду? — удивился Павел Чуфырев.
Кажется, это удивило и Александра Виноградова, хотя он рассудил так, что раз маршрутом №5к пользуются горожане, значит, он тоже социально значимый, муниципальный и востребованный.
— Практика передачи ТС в безвозмездное пользование такова, что его предоставляли только тем организациям, которые выигрывали конкурс на заключение муниципального контракта на муниципальные перевозки, — говорит Павел Чуфырев. — Сейчас мы почему-то должны передать его тому, кто ни в каком конкурсе не участвовал. При этом, в Положении о безвозмездной передаче, которое принял Совет, мы даем согласование на использование ТС только для транспортного обслуживания населения по социально значимым маршрутам города. То есть, ни про какое обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера в положении нет, а значит, мы не можем согласовать такое решение, иначе это будет превышением наших полномочий.
Дитя без глазу
Потом Павел Геннадьевич задал несколько, казалось бы, загадочных вопросов. Оборудован ли “Мерседес” системой “Глонасс”? Можно допустить, что он используется на других маршрутах? Как администрация отслеживает, что компания честно выполняет условия контракта?
— Использование ТС на других маршрутах невозможно, если оно отступит от прописанного маршрута, предприятие попадет под санкции как ГИБДД, так и администрации как контролера. Использование одного и того же ТС в двух маршрутных картах возможно, если это предусмотрено контрактом, — заверил Александр Александрович.
И тут Павел Чуфырев заявил, что “Мерседес” ездит не только по положенному ему маршруту, и не только по городу. И это при том, что срок безвозмездной аренды, предусмотренный решением Совета, истек 30 июня, а значит, со следующего дня “Мерседес” должен стоять, а не ездить. Но он по-прежнему в работе — его видят на улицах, причем с табличкой, где указан номер маршрута, и передвигается он далеко не по Апатитам. И да, “Глонасса” на автобусе нет. Но Павлу Геннадьевичу Ирина Хаустова, кажется, не поверила и даже переспросила, откуда такая информация. На тот момент у заместителя главы города в качестве доказательств были только слова.
Фантастическая честность!
Как думаете, что сделает хозяин вещи, если узнает, что тот, кому он ее доверил, использует ее без его ведома? Наверняка, или заберет ее, или сразу усилит контроль за ней. В случае с “Мерседесом” явно ничего подобного не случилось. На следующий день, после заседания комиссии, автобус был замечен и сфотографирован в центре Апатитов, куда он приехал из Мурманска. В тот день он выполнял рейс по маршруту №209.
На сессии горсовета проект решения о передаче автобуса представляла уже председатель КУИ Ольга Панкова. И конечно, Павел Чуфырев задал вопрос о нынешнем местонахождении “Мерседеса”, на что Ольга Анатольевна заверила, что автобус с 1 июля стоит в гараже автоколонны. По ее словам, забрать администрация его не может, потому что хранить его негде. Тогда Павел Чуфырев показал фото, сделанное несколькими днями раньше.
— Насколько правомочно его использование? Получается, “Мурманскавтотранс”, а точнее автоколонна, просто пользуется муниципальной казной, по сути, незаконно, — возмутился Павел Геннадьевич. — С момента окончания действия решения Совета о передаче автоколонне “Мерседеса” прошло почти два месяца, и, судя по всему, все это время он эксплуатируется. Почему вы не контролируете ситуацию?
Ольга Анатольевна еще раз объяснила — хранить автобус негде.
— С директором автоколонны мы договорились, что он будет хранить его в гараже предприятия, это и должно делаться, — добавила Ольга Анатольевна.
Что это было: бесконечная вера в человеческую порядочность или нежелание признавать очевидное? Это уж сами определяйте.
А вот слова Павла Чуфырева о незаконности использования муниципального имущества, я думаю, должны очень заинтересовать прокуратуру. Тем более, что через несколько дней после сессии апатитский “Мерседес” прекрасно продолжил возить людей в другие города. На это раз его запечатлели в Мончегорске.