Путь героя в одну сторону

807382Хорошая новость, друзья, очень даже хорошая — фильм «1917» кинотеатр «Полярный» продолжает показывать аж до 12 февраля!

Этот фильм в ночь с 9 на 10-е, скорее всего возьмет хотя бы один «Оскар» — приз киноакадемии за операторскую работу наверняка достанется классику Роджеру Дикинсу (на его счету, кроме прочего, все фильмы братьев Коэн). Возможно премиями также отметят еще и художников-декораторов за удивительно точную и достоверную визуализацию. Исполнителям главных ролей «Оскара» дадут вряд ли — молоды еще, а звездам британского кинематографа — Колину Ферту, Бенедикту Камбербетчу, Эндрю Скотту и Марку Стронгу — не дадут тоже, потому что показались они тут лишь в эпизодах.

Да и играть в этом фильме, в общем-то, нечего. Он совершенно не про игру, а про некую магию, чуточку позабытую нами, зрителями — магию погружения вовнутрь действия, а не слежения за ним. Так, многие кинокритики считают «1917» продолжателем традиций «Иванова детства»  или «Сталкера» Тарковского: кино про то, что внутри.

И здесь мы с вами, дорогие зрители, оказываемся на два часа буквально на передовой Первой мировой войны, на севере Франции, где идут затяжные бои британской и немецкой армий. Противостояние меж ними настолько долгое, а война (последняя, что велась по всем правилам воинского искусства)  идет с таким равновеликим упорством, что окопы, нарезанные в полях километрами, превратились уже просто в «бытовые условия». Присмотревшись ко второму плану, мы увидим все, чем заняты фронтовики в перерыве между боями: едой, тоской, страхом, страданием и весельем.

А двум младшим капралам предстоит недлинная, казалось бы, дорога: просто дойти от одного командира до другого — с поручением, от одного края наступления до другого — через позиции, оставленные врагом. И они идут, не успевая даже всерьез задуматься или испугаться. Мало того, они всю дорогу практически  не разговаривают: диалогов в фильме всего-то странички на две!

Но… Ты приходишь в себя ровно через два часа. Скорее всего — в слезах, и даже если держишься весь фильм, на заключительном титре они прорвутся. По крайней мере я видела, как наши апатитские зрители вставали со своих мест, опустив лица. Стеснялись слез.

Так чем же хорош этот, с виду пустоватый фильм-путешествие, военное роуд-муви?

Во-первых, уникальной работой операторов. Да, это лента «без склеек», практически одним планом. Возникает ощущение документалистики, работы военного корреспондента — так могли снимать на фронте столетие назад, если была бы современная техника. Этот ход удивительно вовлекает зрителя, как-то гипнотически погружает в атмосферу фильма, дает ощутить историю всей шкурой. Похожим образом был снят оскароносный «Дюнкерк» (кстати, все те же англичане на фронте в северной Франции, что за место-ловушка?..). А  потому сами авторы настаивают — смотреть «1917» нужно только на широком экране, желательно в IMAX. И сесть лучше всего поближе, на передние ряды.

Во-вторых, фильм поражает красотой. Да-да, военное кино способно быть эстетически безупречным, живописным почти до болезненности, смешивать грязь и тлен с лепестками цветущей вишни, гарь взрывов — с иконописными человеческими лицами. Хотите оказаться внутри картины Верещагина или Гойи? Добро пожаловать на «1917».

А в-третьих — убедительным и прекрасным посылом. Отсутствием нарочитого героизма, отказом от великодержавного (а Великобритания — держава, и еще какая!) пафоса. Никакого победного ура-патриотизма — только повествование о том, что война и ее подвиги: это по большей части грязь, усталость, ужас, потери и, зачастую, удручающая бессмыслица. Что воевать следует только за мир и за человеческое внутри человека, за достоинство каждого и чувство собственного достоинства у людей в целом. А поэтому очень важно, чтобы это кино увидели дети — жаль, что возрастной ценз тут всего 16+ (тем более «кровищи» в фильме практически нет).

И, наконец, сама история. Мы торжественно отмечаем Победу в Великой отечественной войне, можем назвать даты начала и окончания Второй мировой. Но вот Первая мировая, в которой русские люди тоже принимали участие, совсем нами забыта. А ведь после нее, с ее катастрофическими последствиями и ужасающими потерями, мир потерял невинность. Первая мировая расшатала и переместила устои и правила, родила чудовищные последствия, растянувшиеся на весь двадцатый век. В «1917» мы увидим мальчишек с ясными глазами и детскими вихрами на затылках, которые, вооружившись штыковыми ружьишками, отправились ей в буквальном смысле наперерез.

Я очень советую вам: не упустите шанс увидеть «1917» на большом экране — в «Полярном» сеансы будут идти раз в день, в 15.50.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *