Большой хоккейный нон-стоп

Игрок под номером 91 всегда заметен на площадке — шайбами, результативными передачами, да и с таким ростом трудно потеряться в любом коллективе. Последние игры он — в защите, потому что защитников, как и вообще игроков, команде сейчас не хватает. Он — это новый тренер ХК “Апатиты” и хорошо знакомый его игрок Валерий Васильев. Человек, который родился, вырос, начал играть в хоккей в Апатитах, и намерен не бросать это занятие лет до 70-ти.

Смена караула

Когда Сергей Андреевич Гусак, больше двадцати лет тренировавший городскую хоккейную команду, сообщил при случайной встрече, что он больше не тренер и сдал дела Валерию Васильеву, я опешила. Все двадцать лет работы в “Дважды Два” я с вопросами обращалась к Сергею Гусаку, мне трудно представить, как быть теперь. Тем более, что беседовать с Валерием Михайловичем мне до этого довелось всего пару раз — как с детским тренером спортивной школы “Юность”. На просьбу дать интервью, он согласился: сегодня договорились, завтра встретились.

 

— Скажите, Валерий, вас уговорили, вы сами так решили, или это какой-то компромисс — стать тренером команды? Или вы работаете в составе тренерской группы?

— Есть тренер, есть капитан команды, ассистенты. Капитан у нас — Антон Иванов, но если он не играет, то капитанская повязка переходит к Антону Журавлеву или Виталию Модельяну. Изначально мы рассчитывали, что я буду президентом городской федерации хоккея, а тренером — Антон Журавлев. Потом ситуацию переиграли, и команда проголосовала, что я буду тренером, а Антон — президентом федерации.

— То есть это коллективное решение?

— Да. А Сергей Андреевич, как он сам говорит, очень загружен на основной работе, стало тяжело совмещать. Человек 25 лет отдал тренерской работе, мы рады его видеть, для него всегда открыты все двери.

Был сложный период

Валерий Васильев — человек молодой, ему 27 лет. Из них в хоккее — 22!

— В пять лет на отделение хоккея меня привел отец, первым тренером стал Дмитрий Глазачев. Потом он уехал, а тренеры стали меняться один за другим. Одно время даже мой папа нашу команду тренировал, хотя он просто энтузиаст хоккея и очень не хотел, чтобы мальчишки разбежались по дворам. Антон Гладков какой-то период тренировал, он вообще футбольный тренер. Потом Андрей Иванович Жичиков — но, к сожалению, его через полгода не стало…

Хоккейное детство Валерия пришлось на самые плохие для апатитского детского хоккея времена: уехали из города Михаил Шибаев и Дмитрий Глазачев, последние тренеры, при которых секция стабильно работала. Не было крытого льда, и любая тренировка начиналась с того, что родители и дети чистили лед от снега. Помните? Это было совсем недавно…

— Почему же не ушли, не бросили это дело? Ведь можно было и в баскетбол перейти, и в другие виды спорта…

— А я съездил на один турнир, детский, в Кондопогу. Мы там проиграли с очень большим счетом сборной области, ну и я вернулся домой в слезах-соплях, и сказал отцу, что больше не хочу здесь играть, попросил увезти туда, где можно тренироваться и играть нормально. И через неделю я сел в поезд и поехал в Питер.

Вернуть былое

Отец Валерия — большой поклонник хоккея, настоящий фанат. Почти на всех играх сына, на всех иногородних турнирах он был рядом. Валерий вспоминает, как однажды собирался в поездку второпях и забыл взять гамаши. Так папа организовал их доставку в Кондопогу с первым же поездом! Он и сейчас приходит на каждую игру, не только собственного сына, но и его маленьких подопечных.

— И где вы в Санкт-Петербурге обосновались?

— В спортивной школе Санкт-Петербургского “Спартака”. Вот там я получил удовольствие от игры, узнал, что такое настоящий хоккей. До 11 класса я учился и выступал за “Спартак” своего года рождения. Жил в интернате, со строгим режимом дня — с 7 утра тренировки начинались. У нас были хорошие условия, спортивные залы, площадки. А дальше, когда отучился, меня в клуб не взяли, я поступил учиться в институт, получил профессию тренера.

— Почему вернулись в родной город?

— Потому что в Апатитах был такой прекрасный хоккей, и вдруг куда-то пропал, значит, надо его возвращать. И это все реально.

— Вы решительно настроены. На чем основана уверенность?

— Сейчас занятия хоккеем стали гораздо доступнее, чем в моем, например, детстве. Родители собрали ребенка, привели сюда, вышли. Не то что раньше, когда перед тренировкой нужно было полтора часа лопатой махать, потом лед заливать.

Крытый каток сильно помог популярности хоккея. Купить форму, коньки и прочую амуницию для начинающего сейчас можно быстро и не очень дорого. Есть магазины, есть Интернет.

— С какого момента, на ваш взгляд, вернулся массовый интерес к хоккею, когда на отделении хоккея стало тесно от желающих?

— Мне кажется, когда вообще в стране изменилась ситуация в хоккее. Вот, президент наш заинтересовался, сам стал играть, появилась Ночная хоккейная лига, новые площадки, Ледовые дворцы. И так, одно за другим… Когда я в Питере играл в 2013-м, там было всего четыре команды. А сейчас — две лиги по 12-13 команд.

Главная ставка — молодежь

— Валерий Михайлович, а ваша работа со взрослой командой ХК “Апатит”? Вы уже продумали ее, определили какие-то главные вопросы? Как я понимаю, вам достались все те проблемы, которые много лет пытался решать Сергей Андреевич Гусак…

— Да. У нас все время складывается такая ситуация: лучшие из молодых игроков уезжают поступать в вузы за пределы области, кто не уезжает — выбирает, прежде всего, учебу. Вот сейчас у нас 2004 год на подходе, мы этих ребят будем подтягивать во взрослую команду. В следующем году они выпускаются из спортшколы, и дальше возможны варианты. Кто-то из них сразу скажет, что с хоккеем завязывает, кто-то попадет во взрослую команду, кто-то не пройдет в состав. Ну, для тех, кто не пройдет, есть варианты — у нас две любительские команды: “Апачи” и ХК МВД, есть кировские команды. А чтобы на первенстве области выступать — у нас через год останутся один-два человека. Пока мы не наберем новый ресурс, ничего не изменится. И дело тут не в материальных проблемах. И спортивная школа нам хорошо помогает, выделяет раздевалку, лед на одну тренировку. Это важно и для школы тоже, ведь ее выпускники могут играть в городской команде.

По итогам прошлого спортивного года Валерий Васильев получил награду как лучший спортсмен. Надеемся, что в следующем году получит приз как тренер. Фото Елены Балабкиной
По итогам прошлого спортивного года Валерий Васильев получил награду как лучший спортсмен. Надеемся, что в следующем году получит приз как тренер. Фото Елены Балабкиной

— Сколько сейчас хоккеистов ХК “Апатиты” выходят на игру?

— В последней было 12, до этого — 14. Но у нас и травмированных в этом году много. Обидно, что именно молодые игроки выбыли, сразу два в течение двух дней, потом еще двое. Это минус четыре человека на весь сезон, а остальные не могут попасть на все игры, потому что работают. Из ветеранов тоже не все могут выходить на лед. Хотя, вот, Виталий Федорович Модельян не просто играет, а практически бессменно, и даже получил награду от областной федерации хоккея, как самый возрастной игрок в областном чемпионате.

Первая победа

— Начало вашей работы совпало с первой победой клуба — “Апатиты” обыграли оленегорский “Горняк” со счетом 8:6. Эта игра вызвала бурные эмоции болельщиков, которые, несмотря ни на что, своих хоккеистов не бросают — трибуны исправно заполнены.

— Да, это первая официальная наша победа в стенах крытого катка на чемпионате области. В этой встрече выложились все, каждый на сто процентов, и настрой был хороший, никто ни с кем не кусался, все отдались игре полностью. Я надеюсь, что так будет продолжаться. 9 марта мы едем в Оленегорск на ответную игру, если так же будем играть, как дома, то и результат будет примерно тот же. 23 и 24 марта две подряд домашние игры — с “Колатомом” и с мурманским КСШОР. А что касается наших болельщиков, есть такие, их человек 80, кто на каждой игре сезона на трибунах — и раньше, когда на открытой площадке играли, и сейчас.

— Вы играете в нападении по-прежнему?

— А, когда как! Сейчас в защиту сам себя перевел, потому что защитников не хватает. Все направлено на результат, он нам очень нужен, поэтому готов играть на какой угодно позиции. Очень тяжело, когда нет результата, когда команда проигрывает раз за разом, выходишь — нас 11 человек всего, а у соперников — четыре звена. Они просто физически нас перебегают, и все. Был бы этот самый человеческий ресурс, ситуация сложилась бы по-другому.

— Если на игру выходят 11-12 человек, сколько каждый игрок за три периода проведет на льду?

— Могу сказать про себя — это 30 минут минимум.

— Полтора периода?! А если бы состав был полный?

— Мы играем в две пары защитников, то есть одну смену сидишь, одну смену играешь, плюс-минус несколько минут и получается 30. А если бы играли в четыре звена, в четыре тройки, у первых двух звеньев защитники за игру проводят на льду 15-16 минут, а в четвертой пятерке — три-четыре минуты.

Только хоккей

— Вы почти каждый день проводите тренировки, сначала у детей, следом у взрослых. Как вы перестраиваетесь?

— Тяжело. Хорошо, что есть перерыв, когда можно переключиться. Потому что иногда я со взрослыми выхожу на тренировку и думаю: “Ага, вот сейчас надо на катание поработать”. А потом думаю, на какое такое катание, тут людям за 40 лет некоторым! С другой стороны я привык уже.

— Вы так интенсивно работаете, что, кажется, надо отвлекаться на что-то с хоккеем несвязанное. Получается?

— Нет.

— Только хоккей?

— Только хоккей!

— А дома по телевизору?

— Хоккей — НХЛ, иногда КХЛ, сейчас вот плей-офф кубка Гагарина. “Матч-ТВ”. “Евроспорт”. Только спорт смотрю, крайне редко какие-то сериалы.

— Много ли у вас дома хоккейной экипировки, где вы ее храните?

— Немного. Коньков три пары, клюшек — несколько, краг парочка-две. Я не фанат экипировки, хотя та, в которой играю — топовая. Но чтоб везти откуда-то, выискивать определенный бренд — нет. Мне хоть деревяшку дай, лишь бы было, чем по шайбе ударить.

Во время разговора ощущалось — тренера уже ждут на тренировке. А ведь предыдущая, детская, закончилась только час назад. Оказалось, прямо сейчас на лед ему выходить не надо.

— У меня осталась только вечерняя тренировка, в 21 час. Это на самом деле больше для себя, отдушина. Я думал, может закончить уже играть, только тренировать? А сам понимаю, что без хоккея лет до 70 не смогу.

— Это образ жизни?

— Совершенно верно. Когда начинается лето, если бы не футбольное поле, я бы вообще не знал, что делать. В этом году хочу ролики купить.

— У вас, наверное, день, когда здесь лед заливают — самый лучший?

— Да! А второй самый лучший, когда наступает настоящая зима и замерзает нормальный лед на открытой коробке — я постоянно там катаю.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *