Двадцать дней по кромке огня

“Николай Сергеевич, вы в городе? Встретимся?” — звоню я Афанасьеву, а он и отвечает, совершенно спокойно, обыденно: “Пока нет. Говорить не могу. Иду по кромке огня…” Я пью чай с баранками, а человек, в свои 68 лет, идет по кромке. И так почти месяц…

И все-таки Николай Афанасьев, инструктор десантно-пожарной команды Апатитской механизированной команды Мурманской авиабазы, вернулся из леса и зашел к нам в редакцию. Очень хотелось именно у него узнать все подробности чрезвычайной ситуации с лесными возгораниями, которая была объявлена нынешним летом.

Жара высушила даже болота, ягель вспыхивал как вата. Фото Николая Афанасьева
Жара высушила даже болота, ягель вспыхивал как вата. Фото Николая Афанасьева

— Я работаю 48-й год и подобного лета не припомню, — рассказывает Николай Сергеевич. — Сошлись вместе несколько причин. Жара, отсутствие дождей, очень теплые ночи. Болота все высохли — теперь они не преграда для пожара, а для нас — отсутствие воды для тушения. Мало того, был разнонаправленный ветер, при котором огонь шел не по линии, а языками захватывал участки леса с разных сторон. Очень много гроз, в том числе сухих. Словом, причин много. И для сравнения, если в обычное лето авиапатруль выявлял один пожар в области, то теперь были такие дни, когда один вылет фиксирует сразу 12 пожаров (так было на Верхне-Понойском участке Ловозерского лесничества).

Общая ситуация следующая. По Кировскому лесничеству на 6 августа зафиксировано и потушено три лесных пожара, выгоревшая площадь 144,8 гектара. Один большой пожар был в Апатитском участковом лесничестве — в районе Ингозера, он возник 2 августа от грозы, обнаружен авиацией, самолетом “Сессна”, во время патрулирования, там выгорела площадь в 140 гектаров. А всего по области с 12 мая ликвидирован 141 пожар, выгоревшая лесная площадь — 8697,88 гектара, не лесная — 864,99 гектара.

Николай Афанасьев  в короткие минуты отдыха.
Николай Афанасьев
в короткие минуты отдыха.

Сейчас у нас относительное затишье, дожди и похолодание немножко сбили напряжение. Действует один пожар в Верхне-Понойском участковом лесничестве, там работают восемь парашютистов из Архангельска, еще четыре возгорания локализованы. Но ежедневно идет лесопатрулирование на “Сесснах” из Ловозера и Умбы и Ми-2 из Мурмашей.

С июля ввели режим ЧС, запретили гражданам выезжать в лес, разжигать костры. Но могу сказать, что население нашего района в плане поведения в лесу очень хорошо себя проявило, обнаруживали пожар — тут же звонили. В апатитском районе вообще народ ответственный.

А на помощь к нам в область прибыли авиадесантники пожарные из Архангельска, Вологды, Марий Эл, Коми, Карелии и из резерва центральной авиабазы. Привлекали ИЛ-76 (для слива воды, около 40 тонн), для доставки людей на крупные пожары — вертолеты Ми-8 также с водосливными устройствами на три тонны.

Пожары были крупные, большие. При этом, как отмечали пилоты, в Мурманской области огромная трудность из-за отсутствия дорог, а те, что есть, могут быть завалены валежником, мостов нет, а значит, оборудование нам нужно нести на себе. Вот, например, до пожара на Верхнем Вороньем озере мы пешком шли двенадцать километров! Да, место такое, что населению угрозы нет, но тушить-то надо…

Непосредственно Апатитская мехкоманда в составе шести человек провела на лесных пожарах в совокупности 22 дня. Они принимали личное участие в ликвидации восьми лесных пожаров. Два из них тушили совместно с работниками госинспекции Лапландского заповедника — в районе Чунозерского участкового лесничества, площади — 38 и 35 гектаров. Тушили на участках Алакурттинского, Кандалакшского, Зашейковского, Кондозерского лесничеств — там выгорело 190 гектаров лесной площади. На последнем пожаре пробыли безвылазно семь суток…

Надо сказать, что Апатитская механизированная команда владеет специальной техникой — есть УАЗ “Фермер”, малый лесопожарный комплекс “Хантер”, а самое главное — автоцистерна “КамАЗ” на три тонны воды и мотопомпа высокого давления, — на все пожары отправляются на ней. Берут с собой и высоконапорную мотопомпу “Спрут-3”, ее можно перенести к водоему, растянуть рукава и подать воду вверх, например, на горящую сопку. Но…

9

— Доехать на технике можно не всегда. И в этом случае отправляемся на тушение с ранцевым лесным опрыскивателем на 18 литров. Идешь по линии гоня — сапоги сгорают!.. Или авиация сделает слив, и такая вокруг дымовая завеса! Нас окутало — и к огню не подойти, и обратно никак, дышать нечем, нужно моментально ориентироваться и выводить людей, иначе можно погибнуть.

К счастью, все наши, апатитские лесозащитники, вышли из напряженной летней ситуации целыми и невредимыми. И о них Николай Сергеевич обязательно просил упомянуть отдельно:

— Выражаю благодарность личному составу нашей механизированной команды за проявленный героизм, слаженную работу и профессионализм, за то, что стойко перенесли все невзгоды этого лета и, рискуя жизнью, сражались с огнем. Это — Михаил Жаров, Федор Богданов и Владимир Гаврилов, а также наша молодежь, рабочие лесопожарного отряда Кирилл Петрин и Никита Бобриков. Все они огромные молодцы!

А мы напоминаем — ограничение пребывания граждан в лесах продлено до 24 августа включительно.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *