Все началось в одиннадцать рядом с проходной Апатитской ТЭЦ, последние пришли на финиш в 21.40. Измотанные, покрытые каплями грязи, преодолевшие себя и дорогу. Сильные духом и крепкие телом. Те, кто одолел 94-километровый веломарафон по бездорожью…
Их путь лежал через поселки Хибины и Имандра, они объезжали горы и заброшенную железную дорогу, мчались по тропам, грунтовке, каменистым и песчаным участкам, преодолевали болота и речной брод, миновали реку Куна, озера Гольцовое, Щучье и Сердцевидное, перевал Кукисвумчорр, останавливались на базе КСС у Куэльпора, финишировали возле “Тирваса”.
Возраст спортсменов — от 15 до 54 лет. Шесть из 49 стартовавших сошли с дистанции: часть — в начале, и сами вернулись к месту старта, остальные доехали в машине сопровождения. Были и травмы, и поломки техники…
К марафону организаторы — центр активных приключений “Хибиниум” и руководитель оргкомитета Александр Сибрин — готовились почти год, а вообще, по их словам, — это результат работы последних пятнадцати лет. Горный велосипедный супермарафон они проводят в Хибинах с 2003 года.
…А на лыжном стадионе “Тирваса” в субботу было пасмурно, моросил дождик, но люди, пришедшие сюда, на погоду внимания не обращали. Тут шел рок-концерт, рядом организовали фудкорт — можно было перекусить и выпить горячий кофе. И в 16 часов на финише начали появляться первые спортсмены. Одним из первых был вовсе не велосипедист, а бегун. Мурманчанин Василий Комиссаров пробежал, конечно, не всю дистанцию — он стартовал с первого контрольного пункта в поселке Имандра и преодолел 52 километра по бездорожью за 5 часов 34 минуты. По словам организаторов, этот эксперимент, возможно, подтолкнет к тому, чтобы добавить еще одну дисциплину.
А потом начали подъезжать велосипедисты — кто-то по одному, кто-то парами. Кто-то вообще по ошибке проезжал место финиша, будто бы и не устал вовсе…
Состязались они в разных классах: “SOLO-100”- личная гонка, “TEAM-100″- командная, “TЕАМ-100 MIX” — командная смешанная (мужчины и женщины). Индивидуальный зачет проходил в двух возрастных категориях — до 40 лет и старше. И в шесть часов вечера началось награждение лидеров.
В классе “SOLO” (до 40 лет) было 22 участника. Первое место занял мурманчанин Иван Лазарев (4 часа 44 минуты), второе — также спортсмен из Мурманска Виталий Тридцаков (4 часа 55 минут), третье досталось мончегорцу Антону Никову (5 часов 1 минута). Кировчан в этом классе было двое — Михаил Пикин преодолел трассу за 7 часов 27 минут, время Михаила Карпенко 8 часов.
В классе “SOLO” (старше 40 лет) участвовали семеро. Лидер — ковдорчанин Игорь Страуманис (4 часа 46 минут), на втором месте Алексей Никифоров из Мончегорска (5 часов 43 минуты), особыми аплодисментами приветствовали Игоря Тихоненко из Кировска, единственного представителя города в этой группе — его время 6 часов 4 минуты.
Алексея Никифорова на финише встречала супруга Ольга, она очень волновалась, когда услышала, что у мужа были падения на трассе. Алексей рассказал, что всю жизнь занимается лыжными гонками, а велосипед у него всего-то пять лет.
— Хоть и трудно было на трассе, но интересно, — говорил запыхавшийся Алексей, — Но я вообще-то по асфальту не люблю ездить, так что бездорожье для меня дело привычное.
Начали финишировать команды — всего 16 человек. Первое место у мурманской команды Игорь Чуваев — Дмитрий Миннебаев (5.27.05), второе у ребят из Апатитов Виталия Истомина и Александра Полякова (5 часов 40 минут). Третье место у Евгения Жиганова (Мурманск) и Алексея Порошина (Североморск) — их время 6 часов 48 минут.
Еще у одного апатитского тандема был сход с трассы, а с четвертым результатом пришли представитель Апатитов Роман Данов и мурманчанин Александр Двинин, их время — 7 часов 31 минута.
Спустя пару дней я расспросила Романа о его впечатлениях:
— Я второй раз участвую в гонке и оба раза в командном зачете. С моим напарником Александром мы знакомы по другим соревнованиям, мы оба участвуем в трофи, так что и команду мы назвали “Арктик-трофи team”.
Запомнилась переправа через речку. Обычно тут глубоко, бывало по грудь воды, а в этот раз все обмелело, мы перешли ее вброд по колено. Да, едешь мокрым, не только из-за реки — луж много, а обходить каждую, это тратить силы и время.
Когда силы заканчиваются? Трудно сказать, я не особенно устал, просто мой партнер по команде взял средний темп, шли в умеренном режиме. Да, были забиты мышцы, денек колени поболели, да и все — мне гонка достаточно легко далась. В следующем году планирую ехать соло.
Чем еще отличается вело-кросс-кантри? Во-первых, хоть и полсотни человек стартуют, но особенно за время гонки ты соперников не видишь, будто один на трассе. Важно подобрать правильную одежду, чтобы не перегреться и не замерзнуть. Есть контрольные пункты — можно перекусить выпить горячий чай. Кроме того, я брал с собой энергетические батончики и гели, изотоник.
Что касается велосипеда, то у меня обычный “Corratec” — велосипед для пересеченной местности с легкой рамой, специальной резиной. Были гонщики и на фэтбайках — это велосипеды для мягких грунтов: песка, снега, болот.
Зачем люди участвуют в сложных гонках? Не могу сказать за всех, но мне хотелось сделать что-то, чего не могут другие. И улучшить свой прошлый результат — это удалось.
Что касается смешанных пар, то в группе “TEAM-MIX-100” было заявлено всего три команды, соответственно и места на пьедестале они разделили между собой. Первыми стали мурманчане Виктор Кустарев и Наталья Юрму (6 часов 56 минут), вторыми также мурманчане Яна Рыкова и Николай Колтовой (8 часов 12 минут), третье место у команды Алексея Бетева (Мурманск) и Юлии Налимовой (Североморск) — 8 часов 50 минут.
Но подводить итоги всего велосезона пока рановато — 12 августа состоится четвертый, заключительный этап Кубка веломарафонов региона под названием “Потапыч”: 50 километров по грунтовым дорогам. Он стартует от трассы М-18 в сторну Ковдора, финиш в поселке Ёнский. Вся информация для тех, кто недопроверил свои силы и хочет повторить марафон, на сайте velomurman.ru.