Многие из нас назовут самолет лучшим изобретением человечества. Так и есть на самом деле. Никакой поезд за самолетом не угонится. Самолет бережет наше время.
Жирный минус
При всех плюсах воздушного способа передвижения остается один жирный минус — страх полета. Хорошо, если человек умеет преодолевать этот страх. А если не дано? Что делать, если боишься смертельно, а лететь надо? Напиться? Идея неплохая, но в кого вы превратитесь в процессе полета и как будете выглядеть после прилета? Таблетки успокоительные? Так их за месяц до полета надо начинать пить, чтобы подействовали.
Мой недавний личный опыт показал, что аэрофобу хорошо помогает… болтовня. Разговоры ни о чем, но желательно смешные и даже глупые. Так случилось, что недавно я летела с хорошим знакомым, который начинает бледнеть при одном только слове “самолет”. Он вздрагивал при каждом новом звуке во время полета, он прижимался или упирался лбом в спинку впереди стоящего кресла. И все время глотал таблетки афабазола. И молился, когда взлетали. Молился и крестился. Такое я видела только на греческих или итальянских рейсах. В общем, Женю надо было срочно выводить из транса, лететь-то два часа предстояло. И я начала рассказывать ему историю, как мой попугай долбанул клювом между глаз мою кошку, которую я завела, чтобы она этого попугая сожрала. В ответ Женька рассказал свою смешную историю. Он, конечно, дергался каждый раз, когда двигатели меняли режим работы или попадалась яма воздушная, но это уже было не так драматично.
Долетели мы благополучно, Женька аплодировал пилотам после посадки и требовал, чтобы остальные пассажиры его поддержали. Но остальные взаимностью не ответили, потому что весь полет спали и то, что самолет долетел, было для них естественным явлением.
И вот сайт по продаже авиабилетов “anywayanyday”, с которым я дружу уже лет десять, прислал мне интересную статью о том, как убедить человека не бояться лететь. Обязательно запомню все советы и в следующий раз попрошу посадить меня в самолете рядом с Женей. Прочитаю ему лекцию, заодно и сама успокоюсь. Потому что я ведь тоже тот еще трус…
Спокойно, все сядем!
Самолет считается самым безопасным видом транспорта в мире. По данным Международной организации гражданской авиации, на миллион вылетов приходится только одно происшествие, а вероятность того, что пассажир, севший в самолет, попадет в катастрофу, составляет один к восьми миллионам.
Несмотря на статистику, пассажиры часто нервничают, и это нормально. Ведь полет — неестественное состояние человека. Гораздо хуже, когда мы начинаем паниковать перед полетом или вовсе отказываемся от него, ищем информацию о самолетах и возможных неполадках и постоянно думаем о катастрофах. Тогда речь идет об аэрофобии.
Сегодня мы разбираем самые частые страхи авиапассажира, рассказываем, как устроен самолет и что происходит в воздухе на самом деле. А также пытаемся убедить наших читателей, что летать не страшно.
Страх №1. “Боюсь, что у самолета откажет двигатель и он свалится”.
Не стоит бояться, потому что в современных самолетах все системы дублируются: четыре тормозные системы, три системы выпуска шасси, три топливные системы, три противопожарные системы, три системы управления. У пассажирского самолета как минимум два двигателя. Вероятность отказа обоих ничтожно мала.
Страх №2. “В самолете мне очень страшно, поэтому перед вылетом я выпиваю бутылку джина из дьюти-фри и просто пытаюсь уснуть”.
Большинство авиакомпаний предлагает алкогольные напитки пассажирам. Однако следует помнить, что алкоголь в сочетании с очень сухим воздухом в самолете может спровоцировать обезвоживание. Кроме того, на высоте даже небольшие порции алкоголя могут привести к опьянению, упадку сил и похмелью.
Страх №3. “Я боюсь, что во время полета дверь неожиданно откроется”.
Во-первых, самолеты регулярно проходят техобслуживание и предполетную подготовку, так что вы можете быть уверены, что перед вылетом все детали проверены. Дверь не слетит с петель, это невозможно. К тому же на высоте 9000 метров на дверь давит около 9000 кг, так что она надежно закрыта.
Страх №4. “Я панически боюсь турбулентности. По-моему, самолет может развалиться прямо в воздухе!”.
Ощущение тряски в салоне обычно гораздо сильнее, чем на самом деле. Самолеты проектируют с расчетом на зоны турбулентности, она не оказывает разрушающего действия. За всю многолетнюю историю гражданской авиации ни один пассажирский самолет не разбился из-за турбулентности. Команда пилота “пристегнуть ремни” — это защитная мера, чтобы пассажиры не покалечились во время “болтанки”.
Страх №5. “Мне кажется, в двигатель легко могут залететь птицы, и он откажет”.
Во-первых, самолет не упадет, даже если у него откажут оба двигателя. Его конструкция такова, что он может планировать даже с отключенными двигателями. Если говорить о птицах, то стать реальной проблемой может только целая стая крупных пернатых. Такой случай произошел лишь однажды, в 2009 году в Нью-Йорке, однако и тогда самолет благополучно приводнился на Гудзон.
Страх №6. “Я боюсь грозы, мне кажется, что, если в самолет попадет молния, он сгорит”.
У каждого самолета есть метеолокатор, который хорошо видит грозовые очаги, и в зависимости от показаний экипаж делает выбор в пользу заданного маршрута или альтернативного. Кроме того, самолет спроектирован таким образом, что при попадании молнии разряд проходит внешнюю алюминиевую оболочку фюзеляжа. Такая конструкция позволяет избежать реальных повреждений.
Страх №7. “Мне страшно летать на старых самолетах, по-моему, у них двигатели могут не выдержать”.
Да, самолету, на котором вы полетите, может быть 10, 20 или даже 25 лет, но это не страшно. Ведь все авиакомпании сертифицируются, а воздушные суда обязательно проходят транзитные, ежедневные, еженедельные, а также более крупные технические обслуживания. Благодаря регулярным внимательным проверкам авиатехника имеет очень большой запас прочности. А двигатель — это вообще одна из самых дорогих частей самолета, он стоит около 10 миллионов долларов, так что за ним очень тщательно следят.
Страх №8. “Меня пугают подозрительные скрипы и звуки в самолете. По-моему, когда все в порядке, никаких звуков быть не должно”.
Звуки в полете — это нормально. Например, при рулении вы ощущаете вибрацию и скрип колес — это проверка тормозов, гидросистемы. Также звуки издают закрылки, которые двигаются, чтобы увеличить подъемную силу. Когда после взлета и перед посадкой под полом что-то стучит — это убираются и выпускаются шасси.
Если вас советы экспертов не успокоили, то тогда вам вправду дальше Тик-Губы никуда путешествовать не стоит. Но мне кажется, это очень правильные советы. Благодаря им назойливая мысль “ох, скоро лететь, умираю, страшно” замещается нормальной мечтой “ох, как полечу, да как отдохну, наконец!”.