И о любви, и о судьбе

“Водкой да девчонками тело утомлю…” — доносили динамики мужской голос.

На звуки к сельскому Дому культуры подтягивались люди. Часть из них, действительно, выглядела утомленными жизнью в населенном пункте, где кроме ДК, двух сельпо и “Магнита”, развлекательных точек мы не обнаружили. Может быть, плохо искали. Сосредоточились на жителях, людях суровых. Но суровость как рукой сняло, когда начался концерт.

 

Фестиваль шансона объединил самых разных жителей Титана, и никому тут не было скучно. Фото Анны Глодевой.
Фестиваль шансона объединил самых разных жителей Титана, и никому тут не было скучно. Фото Анны Глодевой.

Так разворачивался фестиваль “Хибинская точка шансона” — песни в “Русском жанре”. Выступали на нем Александр Архипов-Судак, Татьяна Никитина, Олег Самарханов, Владимир Танасов и Егор Копанев. Кто-то пел под гитару, кто-то под “минусовую” фонограмму, которая периодически давала сбой. Но, скажем, Владимиру Танасову, который исполнил рекордное количество песен, никакие сбои не мешали — тут же главное экспрессия и задор!

Вдохновитель фестиваля Александр Архипов-Судак представил программу, как собрание “песен, известных в узких кругах”, певцов — как “лучших голосов Северо-Запада”, а звучало “то, что вы ждали, возможно, долгие годы”.

Поет Татьяна Никитина, танцует (в шляпе) - Владимир Танасов. Фото Анны Глодевой.
Поет Татьяна Никитина, танцует (в шляпе) — Владимир Танасов. Фото Анны Глодевой.

Скорее всего, народ в Титане, действительно, песни эти ждал. По крайней мере, знал, потому что подпевали практически каждому исполнителю. А чуть только мелодия становилась побойчее — пускались в пляс, и уж тут остановить людей было невозможно. Причем, гендерный перекос никого не смущал: на белый танец дамы свободно приглашали дам.

Веселье набирало обороты со всех сторон. С одной расположился мангал с шашлыками, с другой носились дети на самокатах и велосипедах, и кружили стаями собаки: некрупные и очень даже ухоженные. Все, кто был с пивом в руках, тут же оказались без него — подоспели полицейские.

Мы, кстати, тоже подпевали. Знали слова Розенбаума про “дома ждет холодная постель”, Ножкина про “я в весеннем лесу пил березовый сок…”, а также песню “Дорожная” группы “Billys Band”: ее исполнил Егор Копанев и посвятил памяти друга, журналиста Александра Кашина (Крауберга), который родился и вырос в Титане.

Выступает Олег Самарханов.  Фото Анны Глодевой
Выступает Олег Самарханов.
Фото Анны Глодевой

Позже вышел к микрофону Олег Самарханов:

— Я горняк-пенсионер. Выступаю на публике впервые, музыкант я гаражный, пою для друзей, для жены. На Север приехал, чтобы стать моряком, но судьба распорядилась иначе, — рассказал Олег и тут же спел песню про фуражечку морскую: “…Снаружи я мужик с лопатой, а изнутри я капитан”.

Пела здесь и единственная дама — Татьяна Никитина, тоже горнячка, а теперь молодая пенсионерка. Говорит, иногда выступает в Кировске на “мелких площадках”, в “Тирвасе”. Строки “Я еще одна в стране одинокая весна…” заставили присутствующих женщин вздохнуть и понимающе переглянуться. Сколько тут на концерте было “одиноких весен”?..

Позже место у микрофона вновь занял Владимир Танасов. Пел он преимущественно про любовь: например, про Галину, к которой кто-то никак не дойдет, и про розу белую, лежащую на снегу, ибо дама сердца дверь так и не открыла. И опять начались танцы…

Вообще, если уж говорить о шансоне, как о блатном искусстве, то про тюрьму да волю тут было спето совсем немного. Большая часть трагичных песен принадлежит авторству Александра Архипова-Судака.

Александр Архипов-Судак. Мы были уверены, что он профессионал - голос великолепный! Фото Анны Глодевой.
Александр Архипов-Судак. Мы были уверены, что он профессионал — голос великолепный! Фото Анны Глодевой.

— Я организатор этого фестиваля, — рассказал Александр Петрович. — И состоялся он впервые. Всем понравилось, и на следующий год мы обязательно повторим, уже в самом Кировске. Выступавших сегодня артистов я знаю давно, после Нового года мы начали договариваться, и вот теперь все и случилось, хотя идея у меня лет пять назад появилась.

Я кировчанин, и песни — мое увлечение. Работал на Центральном руднике БелАЗистом, пел для друзей. А потом решил обратиться к Александру Фрумину, руководителю продюсерского центра “Ночное такси” и директору радио “Шансон 24”. Поехал к нему в Санкт-Петербург, чтобы участвовать в съемках фильма “Новое и лучшее в шансоне”. А когда домой возвращались, попали с женой в аварию. Переломало нас…  Потом у меня — операции, ампутация. Решил, что когда смогу на костылях передвигаться, сразу сделаю фестиваль. Зубами грызть буду, но сделаю.

Хочу сказать спасибо и Дому культуры Титана, и Егору Копаневу — он мне очень помог с организационными вопросами. А песни на концерте я пел, по большей части, свои. Хотя, как вы слышали, звучали у нас песни и Михаила Круга, и Аллы Баяновой, и Вертинского. Эти имена люди не должны забывать, я считаю. К тому же, многие думают, что шансон — это уголовная романтика. Это не так — в Титане мы пели про жизнь, про маму, про любовь. Песни, в которых отчетливо прослеживается судьба человека…

Кстати, Александр Петрович, подбадривая публику, несколько раз назвал Титан “столицей Заполярья”. А мы пытались вспомнить — неужели поселок назвали в честь божества стихий и природных катастроф?  Оказалось, нет. Впервые он был упомянут еще в 1931 году, когда жили тут сосланные «подкулачники». А по поводу названия существует две версии. Титан — это металл, который здесь пытались искать. А еще титан — это емкость с кипятком, которая стояла прямо на улице, и каждый прохожий мог напиться воды…

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *