Защитить Арктику

В этом году конференцию посвятили двум значимым датам: 120-летию со дня рождения Германа Крепса и 110-летию — Олега Семенова-Тян-Шанского. Защита природы северных регионов сейчас актуальна как никогда, учитывая многочисленные политические заявления о том, что Арктика — стратегический район для будущего экономического развития страны.
А где развивается экономика, там всегда присутствует обратная сторона вопроса: а какую нагрузку при этом будет нести природа? Очень хрупкая и уязвимая в высоких широтах.

Устойчивость экосистемы

Уж кому, как не нам, жителям промышленных городов Мурманской области, известно, как серьезно влияет на человека и среду его обитания деятельность крупных предприятий. Как ослабить негативные влияния большой промышленности на северные территории и на что следует обращать внимание при решении экологических вопросов — об этом и говорили участники конференции.

Основное направление работы конференции — выявление и поддержание механизмов устойчивости экосистем Севера, анализ и разработка новых ресурсосберегающих и экологически оправданных технологий добычи и переработки минерального сырья и углеводородов, восстановления нарушенных природных сред. Обсуждали социально-экономические и медицинские аспекты жизни человека на Крайнем Севере. На конференцию оргкомитет пригласил также ученых из стран Баренц-региона, сотрудничающих с институтом-организатором и знающих проблемы Севера.

Владимир Маслобоев, доктор технических наук, директор Института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН, приветствовал коллег. И выступил с докладом.
В своем докладе Владимир Маслобоев отметил, что особенность российской Арктики в том, что у нас большое количество ресурсов, в том числе и человеческих, вовлечен в хозяйственную деятельность, если сравнивать, например, с арктическими зонами других стран. И на нашей территории не только ведется активная промышленная деятельность, но также складируется огромное количество отходов горнорудного производства. Сейчас их уже восемь миллиардов тонн, а ежегодно в области в “хвосты” отправляется 150 миллионов тонн промышленных отходов.

Следующая проблема — увеличение количества сточных вод с большим содержанием фосфора и азота вследствие использования реагентов на обогатительных процессах и взрывчатых веществ при добыче руды. Температура воды тоже имеет большое значение. К примеру, ученые ведут наблюдение на полигоне в Молочной губе озера Имандра и исследуют воздействие теплых сточных вод на экосистему озера. Исследования показывают: явление термофикации неблагоприятно сказывается на состоянии озера.
С водными ресурсами вообще следует быть предельно осторожными, чистой воды остается все меньше. Подогретая изнутри промышленными стоками, а снаружи — теплым воздухом вследствие изменения климата, вода может ответить ураганным цветением сине-зеленых водорослей, опасных для здоровья человека. И это может произойти в озере Имандра, откуда пьют воду почти 200 тысяч жителей Мурманской области.
И вообще, по мнению ученого, в России до сих пор не уделялось достаточного внимания проблеме изменения климата. А она есть!

Е.Н. Бокова-Крепс, Г.М. Крепс и их сын Роальд. Фото 1934 года. Фото предоставлены сотрудниками историко-краеведческой экспозиции отдела Дворца культуры имени Егорова.
Е.Н. Бокова-Крепс, Г.М. Крепс и их сын Роальд. Фото 1934 года. Фото предоставлены сотрудниками историко-краеведческой экспозиции отдела Дворца культуры имени Егорова.

Первые экологи

Одними из самых запоминающихся моментов конференции были доклады, посвященные Герману Крепсу и Олегу Семенову-Тян-Шанскому. С их именами связана история изучения природы Кольского Севера. По сути, они были первыми экологами в наших краях и оставались верными защитниками северной природы до конца своей жизни.
Герман Михайлович Крепс родился 12 мая 1896 года в семье потомственных медиков. Но медиком не стал, а окончил Новоалександрийский сельскохозяйственный институт.

Летом 1920 года он отправился на Кольский Север. Вначале работал на “Мурманке”, консультировал служащих железной дороги, как организовать приусадебные хозяйства. Весной 1922 года Крепс вместе с метеорологом Доброхотовым занялся организацией Хибинского агроклиматического пункта. Около наскоро срубленной избушки Крепс и Доброхотов раскорчевывают, распахивают первый гектар болотистой северной земли и делают посадки нескольких сельскохозяйственных культур. В хозяйстве у них лошадь, плуг, борона и пара охотничьих собак. Под окнами избушки Крепс посадил цветы: настурцию, резеду, прекрасно разросшиеся уже в первое лето. Началом работ в Хибинах всерьез заинтересовался Николай Иванович Вавилов. Знаменитому академику давно хотелось иметь в России самую северную точку для изучения географической изменчивости признаков у культурных растений. В 1923 году опытная агрономическая станция, уже стараниями Иогана Гансовича Эйхфельда, будет преобразована в Полярную опытную агрономическую станцию Всесоюзного института растениеводства (ПОСВИР) и на долгое время станет флагманом в мировой практике полярного земледелия.

Уже в первые годы работы в Заполярье Крепс понял, насколько ранима северная природа и как невосполнимы могут быть потери при неразумном обращении с ней. Так, в одной из своих работ, он подчеркивает, что “к оленному хозяйству нельзя подходить с обычной меркой, применяемой вообще к скотоводству: понятие тесноты и перенаселенности здесь совершенно иное, так как ягель, объеденный оленем, вырастает снова лишь через 10, а то и 20 лет…”.

О.И. Семенов-Тян-Шанский  в Лапландском заповеднике. 1950 год. Фото предоставлены сотрудниками историко-краеведческой экспозиции отдела Дворца культуры имени Егорова.
О.И. Семенов-Тян-Шанский в Лапландском заповеднике. 1950 год. Фото предоставлены сотрудниками историко-краеведческой экспозиции отдела Дворца культуры имени Егорова.

17 января 1930 года президиум ленинградского облисполкома вынес постановление “Об образовании государственного Лапландского заповедника в Мурманском округе” — первого самого северного на нашей планете. И первым директором заповедника назначили Германа Михайловича Крепса. Его сотрудниками стали саам Федор Архипов и молодой охотовед Андрей Васильев, а скоро к ним присоединится Олег Измайлович Семенов-Тян-Шанский.

Судьба самого Германа Михайловича сложилась очень непросто. Так как он не был членом партии, в годы сталинских чисток на него обрушился целый шквал “разоблачительных” статей, он был лишен личного оружия, а затем смещен с директорского поста. И, если бы не друзья из московского Комитета по охране природы, организовавшие в 1937 году его перевод в Алтайский заповедник, неизвестно, где бы он закончил свои дни. Начало войны Крепс встретил в Центральном лесном заповеднике. Занимаясь эвакуацией музейных коллекций, был сильно контужен под Калинином, лежал в московских госпиталях, но так и не смог вылечиться. Умер Герман Крепс, не дожив двух лет до своего пятидесятилетия.

Убрать дым над заповедником

Имя Олега Измайловича Семенова-Тян-Шанского тоже неразрывно связано с Лапландским биосферным заповедником.
Родился Олег Измайлович 15 октября 1906 года в дворянской семье, в которой два предыдущих поколения были широко образованными и талантливыми естествоиспытателями. Родной дед Олега Измайловича, Петр Петрович, знаменитый географ, сенатор и государственный деятель, был одним из тех, кто осуществлял крестьянскую реформу 1861 года.
Весной 1930 года Олег Измайлович отправляется на Кольский полуостров — замещать на три месяца наблюдателей горной метеорологической станции в Хибинах. Там он знакомится с Германом Крепсом и принимает его приглашение на работу. Так начинается деятельность Олега Измайловича в Лапландском заповеднике.

Олег Измайлович внес большой вклад в организацию научно-исследовательских работ в заповеднике, разработал методику ведения фенологических наблюдений, метод учета дикого северного оленя с помощью авиации. Почти 20 лет он проводил авиаучеты, фотографировал, оформлял результаты. Уже к 1934 году ученый подготовил публикацию “Очерк биологии дикого северного оленя в Лапландии”. В военные годы Олег Измайлович находился на Карельском фронте — сначала стрелком в пехоте, затем военным аэрологом при штабе 32-й армии, войну закончил вычислителем в топографическом взводе 203-й тяжелой пушечной артиллерийской бригады. Он был награжден медалью “За боевые заслуги” и орденом Красной Звезды. Но самое поразительное, что и в это время он продолжал научную работу.

Совместно с Германом Крепсом Олег Измайлович собрал и оформил картотеку саамских названий географических объектов, насчитывающую 405 топонимов заповедника, которые опубликованы в альманахе “Живая Арктика” (2004 год).
В последние десять лет жизни ученого чрезвычайно волновали вопросы охраны природы в Заполярье. Уже в 1960-х начали проявляться катастрофические последствия деятельности комбинатов “Апатит”, “Печенганикель” и “Североникель”. В конце 1970-х восточная граница Лапландского заповедника представляла собой выжженную техногенную пустыню, и стало ясно, что сохранить заповедник в его исторических границах невозможно. После публикации в газете “Правда” в 1980 году его статьи “Висит дым над заповедником” дело сдвинулось с мертвой точки. А в 1983 году решением Совмина РСФСР территория заповедника была значительно расширена.
Олега Измайловича не стало в 1990 году. До последнего дня своей жизни он сохранял завидную работоспособность, за день до своей кончины вернулся с многодневной полевой работы….

P. S. При подготовке информации о Германе Крепсе и Олеге Семенове Тян-Шанском использованы материалы альманаха “Живая Арктика” (автор В.Э. Берлин), а также фрагменты доклада Н.Г. Берлиной “Олег Измайлович Семенов-Тян-Шанский и Лапландский заповедник”.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *