Трещины на стеклах, грязь до крыши, еловые ветки, торчащие отовсюду — так выглядели суперджипы по окончании третьего этапа соревнований. За три дня до этого, на старте, машины сверкали и поражали своей необычностью, а пилоты и штурманы готовились к приключениям.
Как в сказке
Для начала о том, что вообще такое «Арктик-трофи». Цель: максимально быстро, следуя легенде, проехать маршрут от Белого до Баренцева моря. Маршрут разбит на семь спецучастков, у каждого даже свое название имеется. К примеру, первый — «Пролог», второй и третий — «Прорыв». Судя по легендам, участники побывают в «затерянном мире» и где-то в «поднебесном».
Легенда — это нечто похожее на инструкции по поиску клада. Экипажу надо не просто проехать участок, а достичь определенной точки, координаты которой указаны в легенде. Там же обозначено, куда от этой точки надо двигаться конкретному экипажу. У каждой команды своя легенда: совпадают только места старта и финиша каждого участка.
Все это напоминает игру, правда, игра очень мужская — опасная, сложная, а иногда жесткая. Ведь во время соревнований машины не только ломаются, бьются, мнутся, бывает, что они тонут, иногда переворачиваются. Кстати, уже на подъезде к старту упала с моста и встала на крышу в ручье машина из Вологды. Но такие «аварии» еще не повод для окончания соревнований. Машины по возможности восстанавливают, и они снова отправляются в лес.
Машины и люди
Интересно разглядывать этих металлических монстров. Как обычно, марку и модель автомобиля узнаешь с трудом — настолько его переделали.
Всего стартовали 26 экипажей на джипах, 10 — на квадроциклах и три на мотоциклах.
В этом году на старт вышли экипажи из Кандалакши, Мурманска, Вологды, Санкт-Петербурга, Москвы, много команд из Украины и Норвегии. Впервые стала участницей соревнований и команда из Апатитов. Правда, отыскать ее перед стартом мне так и не удалось. Надеюсь, встретимся после финиша и ребята поделятся впечатлениями.
Несколько изменился автопарк автомобилей-участников. В прошлом году лидировали отечественные «УАЗы», в этом больше иномарок и самодельной техники. Несколько экипажей предпочли известные своей проходимостью «Мерседесы гелендвагены», были «Лэнд роверы» и «Рэйндж роверы». Необычно смотрелся «нашпигованный» «Сузуки Джими».
Поражали, а точнее, несколько пугали своим видом эдакие насекомые из фильмов ужасов. Это так называемые прототипы — самодельные автомобили, сделанные на базе, к примеру, «Тойоты» или того же «УАЗа». Кстати, после трех этапов гонки лидировал именно прототип на базе «Тойоты». Специалисты объясняют это тем, что автомобиль у мастеров получился легкий и высокий, а это два основных параметра, необходимых для быстрой езды по бездорожью.
И все же многие любители экстрима выбрали себе мощную «Тойоту Лэнд Крузер». Вот как объясняет это явление двукратный победитель «Арктик-трофи» мурманчанин Егор Сабуров:
— Несколько раз я участвовал в соревнованиях на «УАЗе», но это слишком сложная машина. В смысле — ее чинить надо все время, механику приходится лежать под ней 24 часа в сутки. С «Тойотой» таких проблем нет.
Она вошла в историю!
А больше всего меня (и не только) поразила мурманчанка Ирина Кортс — единственная женщина, которая рискнула покорять леса и болота на квадроцикле. За всю историю соревнований она такая одна. Женщины раньше выступали только в составе экипажа автомобиля.
— Вообще-то участвовать должен был муж, — рассказывает Ира. — Но незадолго до старта он получил травму, а поскольку заявка уже была подана, он сказал: «Ира, надо ехать». Я и согласилась.
— Не страшно?
— Страшновато… Но я надеюсь на помощь мужчин. Ведь участники «Арктик-трофи» — это настоящие мужчины: самые сильные, смелые и мужественные.
Ирина увлекается различными видами спорта, связанными с транспортными средствами. Их в семье восемь: мотоциклы, снегоходы, квадроциклы и машины. За рулем Ира девять лет, свое увлечение экстримом объясняет так:
— Дочь выросла, уехала в другой город, вот мы с мужем и решили найти для себя такое занятие, которое нравилось бы обоим и позволяло бы проводить вместе свободное время.
Спустя три дня участники соревнований отдыхали, а большинство ремонтировали технику в Кировске. Из леса самостоятельно выехали не все, некоторым потребовалась помощь спецтранспорта.