Апатиты. Почему местный предприниматель закопал свой «БМВ» и зачем залил его бетоном?
Многие горожане уже заметили, что между лыжней рядом с «Атлетом» и дорогой к дому №60 на улице Ленина идет строительство. Так реализуется проект под названием “Happy North”. Землю арендовал предприниматель Алексей Попов. Что же здесь будет?
Мечта из детства
— Это история в меньшей степени про бизнес. Это история, в первую очередь, про мечту, — говорит Алексей. — В детстве я часто слышал фразу, что мужчина должен построить дом, посадить дерево и воспитать сына. Также меня всегда интересовал дизайн интерьеров, а еще хотелось создавать что-то новое. Вот и зародилась мысль: почему бы не построить дом? С другой стороны, выстроить его для себя — недешевое удовольствие. Сейчас в некоторых случаях выгоднее снимать квартиру, нежели покупать, что уж говорить про дом? А вот построить дом для туристов, да и еще и в красивом месте — вполне реальная затея.
— Сколько времени ушло от мечты до реализации?
— Два с половиной года назад я катался на машине по городу и присмотрел это место. Сначала подумал, что неплохо бы здесь построить кафе, однако быстро от этой идеи отказался. Рядом с лыжней и церковью открывать заведение, где продают алкоголь, неправильно, а общепит без алкоголя в таких местах, как правило, почти ничего не зарабатывает. Изначально я оформлял землю под аренду именно для общепита, но в процессе решил построить здесь несколько домиков для туристов.
— Почему именно Апатиты? Ведь сейчас многие предприниматели занимаются туристическим бизнесом в Кировске…
— У меня есть небольшие земельные участки в Крыму. И если бы я хотел делать историю про деньги — я бы занялся строительством там. Почему не Кировск? Я живу в Апатитах. Поэтому хочется сделать что-то хорошее для родного города.
Про трудности
— Как же будет выглядеть дом?
— Сначала я смотрел в сторону срубов. Но затем от такой модели отказался, потому что хотелось чего-то более современного, — продолжает предприниматель. — Затем рассматривал монолитные дома из кирпича и бетона, но этот проект дорогой в исполнении. В итоге нашел оптимальное решение — каркасные дома в стиле барнхаус. В основе такого строения — дерево, покрытие из металла и стекло, то есть всегда есть большие панорамные окна, которые закрывают целиком фасад.
Конечно, существуют некоторые опасения по поводу теплопотерь, но мы нашли технологию — греющие окна, то есть между стеклами будут вмонтированы нагревающие элементы, которые практически не влияют на прозрачность стекла.
— Дом будет стоять близко к дороге?
— Совершенно логично было сместить его вглубь чащи, но именно из-за того, что здесь лесополоса, я выбрал такой вариант расположения дома, чтобы не вырубать лишних деревьев. На прилегающей территории к домику будет много осин и берез.
— Кто будет снимать его?
— В первую очередь, я предполагаю сдачу в аренду туристам и спортсменам. Это место не располагает к тусовкам, тут должны быть не гостевые домики для загородного отдыха, а, как сейчас говорят, туристско-спортивный объект. Лыжня начинается в нескольких метрах, вышел и поехал, рядом Ледовый дворец и спорткомплекс “Атлет”. Все располагает к активному и культурному досугу!
Во время процесса оформления земельных участков Алексей попал в неприятную ситуацию.
— Это был тот период, когда полномочия по распределению земель перешли от города в область — в Министерство земельных ресурсов, хотя земля муниципальная. Сначала формировали участок, я написал заявление на заключение договора аренды, отправил его в сентябре 2020 года, лишь в декабре получил ответ, что конкурс будет проходить в марте. Плюс ко всему, начался ковид…
В итоге, только в начале мая 2021 года я заключил договор аренды и начал разрабатывать проектно-сметную документацию. Без нее дом построить нельзя, ведь существует очень много санитарных и прочих требований, которые нужно соблюдать.
Затем начался процесс получения разрешений — на земляные работы, на вырубку, на строительство. И вот 10 сентября мы приступили к работам. За это время полностью отсыпали земельный участок, сделали фундамент, провели коммуникации. Впереди возведение каркаса, подключение к сетям, внешняя и внутренняя отделка, сборка мебели и встреча первых гостей, конечно.
— Когда планируешь закончить?
— Хочется верить, что уже в декабре мы будем принимать людей, к Новому году точно будет все готово.
Ожидание и реальность
— Что-то изменилось за два года? Какие были планы и что получилось в итоге?
— Два года назад был бюджет, все казалось реальным и достижимым, а сейчас я нахожусь в тяжелой финансовой ситуации. Во-первых, выросли цены на стройматериалы и работы. При этом доходы от основного бизнеса упали. Вначале я хотел нанять бригаду строителей, но со скачком цен в два с половиной раза планы изменились. К примеру, я продал машину. Если меня спросить, где моя «БМВ», то, фигурально выражаясь, она закопана где-то здесь и залита бетоном.
В итоге, от строителей пришлось отказаться. Строю дом сам, мне помогают друзья. Два года назад я рассчитывал потратить два миллиона рублей с рабочей силой, сейчас укладываюсь в пять миллионов.
По словам Алексея Попова, когда он планировал строительство, бетон стоил около четырех тысяч рублей за куб, а покупал он его уже за шесть тысяч 300 рублей.
— Когда я определился с каркасом, он стоил в районе 400 тысяч рублей, — продолжает он. — Во время заключения договора цена стала 600 тысяч. Если покупать его сегодня, то придется заплатить 800 тысяч рублей. Еще один пример — ориентированно-стружечная плита. Еще год назад она стоила около 800 рублей, сейчас две тысячи рублей. Понятно, что они бывают разные, но если смотреть на одну и ту же позицию, то рост цен очевиден. Кстати, мы от плит отказались, это не очень экологичный материал, а подобное противоречит общей концепции.
Лучше поздно, чем…
В июле стало известно, что Алексей Попов стал резидентом Арктической зоны.
— Моя большая трагедия, что я узнал об этом так поздно, — вздыхает он. — У меня просто нет времени следить за актуальными новостями. Узнал о кластере абсолютно случайно.
— Как это работает?
— Предприниматель приходит к региональным властям и говорит: “Хочу построить или создать проект там-то, вкладываю свои деньги”. Ему идут навстречу и создают условия, чтобы можно было комфортно тратить деньги, да и в целом лучше жилось. Во-первых, это пониженные налоги на доходы. Понятно, что сейчас у меня их нет, но они будут. Во-вторых, сниженная ставка на налоги за работников, и в-третьих, пониженная ставка по кредитам. Соглашение заключается на 10 лет. К примеру, сейчас у меня страховые взносы на 75 процентов ниже. Если бы я узнал об этом раньше, я бы сэкономил много времени.
— Какие у тебя обязательства?
— Я должен потратить свои деньги на строительство в Мурманской области и создать рабочие места, на этом все.
Планы на будущее
— Недавно меня спросили, а где будет забор? Я ответил, что до тех пор, пока в нем нет очевидной необходимости, его не будет. Хочется быть открытым, не загораживаться от внешнего мира. Да и зачем строить дома в черте города и закрываться трехметровым забором?
Я намерен освоить и прилегающую территорию. Всего здесь расположится пять эко-домиков, я планирую строить каждый год по одному. Также хочу сделать здесь интересную территорию, которая была бы доступна не только для гостей, но и для всех горожан. Можно разработать интересные тропинки, арт-объекты, детские площадки.
Еще в планах у Алексея — развивать каркасное строительство в области.
— Сейчас я пробую, в принципе это недорого. Когда я говорю, что не уложился в два миллиона рублей, нужно понимать, что речь идет о коммерческом объекте. Требования к нему гораздо жестче, чем к обычному частному дому, поэтому он обойдется дороже. Как минимум, для частного не нужно делать детальный и масштабный проект строительства, для него санитарные и пожарные требования другие, а это все очень влияет на цену.
Если я пойму, что каркасное строительство функционально на Крайнем Севере, а это небольшие уютные и теплые дома, то почему бы не строить их для других людей? У нас такие практически не производят, к примеру, из местного сырья. А это было бы здорово, потому что наш регион является логистическим тупиком, мы много что привозим, но вывозим гораздо меньше.
Планы у Алексея Попова глобальные, однако, чтобы закончить проект “Happy North”, он подал заявление в Министерство туризма на получение субсидии для объектов туристической инфраструктуры.
— Я очень жду поддержку от региона, так как самостоятельно справиться со строительством очень тяжело.
12 октября Алексей сообщил, что он получит от регионального минтуризма грант в размере 829 тысяч рублей.