8 мая мы с друзьями отправились кормить тюленей. Как точно называются эти животные и увидим ли мы их вообще, мы тогда не знали. Но купили мойвы и отправились в путь.
Какова же была наша радость, когда мы подъехали к Кандалакшскому заливу и уже издалека увидели: из воды выглядывают какие-то существа, причем плывут они на спинах! Я побежала вперед, ближе к берегу, чтобы поскорее увидеть тюленей. А там уже собралась целая толпа: люди с фото- и видеокамерами, детьми и собаками.
У большинства зрителей в руках — пакетики с рыбой, каждый стремится приманить тюленей поближе к берегу. Больше всего радовались дети: тюлени подплывали так близко, что их можно было не только покормить с рук, но и погладить. А над водой летали десятки чаек. Для них этот день, видимо, тоже был радостным: вся рыба, которую не успевали поймать тюлени, доставалась чайкам.
Но, как выяснилось, кормить тюленей — не лучшая затея…
— Серки, так правильно называются детеныши гренландского тюленя, в этом возрасте учатся ловить рыбу, — рассказывает Иветта Татаренкова, начальник эколого-просветительского отдела Кандалакшского заповедника. — Некоторые из них берут рыбу из рук людей здесь, в заливе. Но затем они уплывают в море, и там их никто не накормит. Получается, что серки так и не научились ловить рыбу, и многие из них вскоре гибнут.
Гренландские тюлени встречаются в Северном Ледовитом океане. Существует три отдельные популяции, одна из них обитает в Белом море, а вне брачного периода уходит в Карское и Баренцево моря.
— Сейчас у нас не тюлений год, — говорит Иветта Павловна, — ведь иногда они приплывают в большом количестве, целыми сотнями, а на этот раз их всего пара десятков. Серки приплывают каждый год, примерно в конце апреля, и живут здесь около месяца. Но отдельные взрослые особи так и остаются в заливе. Например, в Кандалакшском заливе живет самка, ей около трех лет. Остальные же уплывают в Белое море, там они питаются треской, мойвой, песчанкой — что поймают.
Серкам, которых мы видели 8 мая, около двух с половиной месяцев: они родились в марте. Когда они только рождаются, их шкурка пушистая и белоснежная, поэтому малышей называют бельками. Серками они становятся чуть позже: их белая шерсть выпадает и заменяется серебристой, с черными узорами. У взрослых гренландских тюленей серебристо-серая шерсть, черная голова и черная линия, тянущаяся от плеч по обоим бокам.
— В этом году у нас была история, — рассказывает Иветта Татаренкова. — Один тюлененок пошел по льду, зашел в устье речки и попал прямо к нам в заповедник. «Зашел прямо по адресу», — шутили мои коллеги. Но хорошо, что инспекторы успели его поймать до того, как собаки учуяли. Инспекторы посадили тюлененка в мешок и выпустили в канал. Как правило, каждый год бывают случаи, когда тюлени выходят на лед, а бродячие собаки их загрызают…
Исследования ученых показывают, что численность беломорской популяции гренландских тюленей сокращается с каждым годом. Если в 2003 году число новорожденных детенышей было около 350 тысяч, то в 2008 году — уже менее 120 тысяч. Понятно, что людям хочется покормить таких милых животных, но все же этого делать не стоит. Так что, впредь будем на них только смотреть!