Школы закрывают

Самая старая школа Кировска и Апатитов, построенная в 1932 году, заканчивает свое существование... Фото Жанны Яроцкой.
Самая старая школа Кировска и Апатитов, построенная в 1932 году, заканчивает свое существование… Фото Жанны Яроцкой.

К началу следующего учебного года две школы — №1 и лицей — прекратят свое существование. Произойдут и другие серьезные изменения. Теперь старшеклассники смогут учиться только в ресурсных центрах — Хибинской гимназии и школе №7.

Под одну крышу

Город гудит, как улей. Эти новости активно обсуждают на местных сайтах. В школах уже прошли родительские собрания, где эмоции захлестывали всех присутствующих. Родители осуждали выступающих руководителей городского образования, те в свою очередь пытались объяснить, с чем связаны радикальные перемены.

К началу нового учебного года, то есть к сентябрю 2010 года, учеников 1-3-х классов из трех школ — первой, седьмой и лицея (а это примерно 15 классов) — объединят под одной крышей. Пока не ясно, будет это здание бывшей школы №1 или лицея. Оба имеют достоинства и недостатки и требуют ремонта. В первой нет полноценной столовой, а есть лишь буфет, куда привозят еду, нужен срочный ремонт в подсобных помещениях, туалетах. Здесь нет и актового зала.

В здании лицея на ремонтные работы понадобится в два раза больше средств, чем на первую школу (примерно 12 миллионов рублей), но здесь есть столовая, большой спортивный и актовый залы.

Как пояснил Андрей Грецкий, начальник муниципальной службы «Управление образованием Кировска», выбор здания для младших классов будет зависеть от количества бюджетных средств. Но в любом случае за лето это здание отремонтируют. А созданное образовательное учреждение станет филиалом школы №7.

Среднее звено школьников двух школ, это 5-8-е классы, в основном полным составом перейдет в школу №5. Она в состоянии принять детей, так как рассчитана на более чем 700 учеников, а сегодня их там 360. Но и у других школ есть возможность забрать часть школьников этих классов к себе.

В школе №5 10-11-х классов не будет. Профильные классы старшеклассников сохранятся только в Хибинской гимназии и школе №7, которые сегодня являются ресурсными центрами.

Много вопросов

Слова о том, что эти перемены окончательные, вызвали у родителей возмущение.

— Кто вам позволил решать за нас и лишать нас права выбора?

— Вы подумали о том, как наши дети с Олимпийской улицы будут ходить в пятую школу, которая стоит на отшибе и к ней нет нормальной дороги? Кто позаботится о безопасности ребят?

— А с Солнечной как ходить, по объездной дороге?

— Нашим детям придется переходить из одной школы в другую, о каком качестве учебного процесса можно говорить?

— Вы стираете лицей с лица земли!

— Оставьте, наконец, первую школу в покое!

Такие реплики звучали на собраниях. Многие родители, не выдержав накала страстей, просто уходили. Активисты родительского комитета одной из школ раздавали на подпись обращение к вышестоящим руководителям областного и других уровней. Прозвучало предложение бороться за сохранение своей школы и нанять для этого адвоката.

Сокращать придется всех

Что же заставило руководителей системы образования города идти на такие непопулярные меры?

Думаю, что выражение «оптимизация в образовании» слышали многие. Об этом идет речь уже пару лет, после появления указа президента. За этим документом появился областной — комплексный проект модернизации образования в Мурманской области. Тогда заговорили о профильном обучении, ресурсных центрах и укрупнениях учреждений в связи с уменьшением количества детей. Затрагивает это практически каждый город области, процесс оптимизации повсеместно и так же «жарко» идет во всей стране.

В конце декабря 2009 года муниципалитеты получили приказ, подписанный областным министром образования и науки, с предложением провести реструктуризацию образовательной системы в муниципальных образованиях в соответствии с федеральными нормативами.

Нормативы такие — на каждого учителя в школе должно приходиться 15 учеников, а наполняемость классов должна составлять не менее 25 человек.

— Если в 2003 году в кировских школах учились 4187 детей, то сегодня их 2770, — говорит Марина Зайцева, начальник отдела образования администрации Кировска. — И, по официальным данным, взрыва рождаемости в ближайшие десять лет не предвидится. Например, в детской поликлинике состоят на учете 309 детей от шести до семи лет, 302 — на год младше. Всего же, вместе с ребятами, проживающими в поселках, — 2236 человек. Из них посещают детские дошкольные учреждения 1667 малышей.

Школы города заполнены сейчас крайне неравномерно, средняя наполняемость класса по городу составляет 21,7 процента. Возникает сложность в разделении таких неполных классов по профилю, например, при изучении иностранных языков и так далее.

Более того, нормативы напрямую касаются не только педагогического состава, но и так называемых «прочих работников». В их числе — завучи, лаборанты, социальные работники, библиотекари, уборщицы и гардеробщицы. Количество такого персонала в штате, согласно тем же, спущенным сверху, критериям, должно составлять 53 процента количества учителей. Как сказала Марина Зайцева, сегодня число «прочего персонала» во всех школах почти вдвое больше — должно быть 114 человек, а работают 285.

— Скажите, а нельзя ли отказаться от этой оптимизации? Сложно объяснить ребенку, что он должен поменять школу.

— Проблема в том, что заработную плату те же учителя получают из средств областной субвенции. И размер субвенции будет рассчитан, исходя из предложенных нормативов, в зависимости от числа школьников. Сколько преподавателей и персонала положено на определенное количество учеников, столько денег на зарплату всего коллектива и получат школы. Оставим все так, как есть — нечем будет платить эту зарплату. А сокращаться придется всем школам.

— Каким образом?

— Сокращение затронет прежде всего ставки. Сейчас нередко преподаватель работает на полторы ставки и более. И это часто вредит не только образовательному процессу, но и здоровью педагога. Возможно, придется расстаться с учителями-пенсионерами. По нашим подсчетам, преподаватели младших классов и предметники — по русскому языку, литературе, математике — будут трудоустроены. Понятно, что перейти на работу в другой коллектив не очень просто, и тут с каждым педагогом нужно разговаривать отдельно.

— Многие считают, что здание той или другой закрываемой школы потом используют в иных целях.

— Каждое из этих зданий останется в системе образования. Туда смогут перебраться, к примеру, многочисленные детские кружки, студии, которые сегодня находятся в менее пригодных помещениях.

— Вызывает нарекания дорога к школе №5, куда перейдут средние классы.

— Эти проблемы — как улучшить подъезд и подход к школе, где нужны пешеходные дорожки и так далее — будут решены. Думаю, будет правильно, если по всем вопросам родители обратятся в отдел образования. Мы постараемся конструктивно их обсудить.

Поделитесь:Share on VK
VK

19 комментариев на “Школы закрывают”

  1. Как они удобно все для себя придумали. Нет чтобы школы объединить: пятую — под юридическую крышу седьмой, а лицей — присоединить к 13-ой. И создавать там профильных классов хоть сколько требуется. И пусть одни и те же учителя ходят к детям в разные школы. Если грамотно расписание составить, так и бегать в один день туда-сюда не придется. И классы можно слить, и ставки сбалансировать. А то назвали ресурсными центрами, — одни понты, на людей, на детей им плевать! Детей мало, уж лучше первую школу закрыть, а остальные классы равномерно распределить по четырем школам. Они равноудалены от всех районов. Рецепт от этого беспредела только один: поменять устав города, чтобы был выборный мэр. Ну и голосовать на выборах за депутатов, готовых сменить устав. А то дорогу к пятой школе они будут делать, а раньше-то чего не делали? Сколько уж лет дети по проезжей части в пятую и музыкальную ходят.

  2. Причем тут Зайцева? Она подневольный человек в этом вопросе. СУУУУУУ -и те, кто в год учителя это придумал. А кстати ни кто не запрещает местным властям компенсировать расходы на местное образование. Вот эти ребята почему то об этом не вспоминают.
    В каких регионах это так же «жарко» проходит? Интересно узнать…

  3. К сожалению, автор статьи не упоминает о том, что Указом Президента 2010 год объявлен Годом Учителя для того, чтобы повысить престиж этой профессии. Неужели Президент в самом деле решил «отпраздновать» этот год огромным сокращением учителей? Всего два месяца прошло от начала этого календарного года, но учителям уже перестали оплачивать работу классного руководителя, в январе урезали аванс, а теперь ликвидируют школы. Складывается впечатление, что к концу года профессию учителя просто сотрут с лица земли. Ведь нам совсем не нужны образованные люди. Ведь дураками управлять легче. К этому и ведет вся политика в сфере образования.

  4. Ой ребята шото не так в нашем королевстве!

    Очень удобно вот под видом нехватки денег и средств сворачивать ваще систему образования. При Сталине за такие дела ГОРОНО поехало бы , ))) хотя не тут осталось бы на рудниках.

    Геноцид енто ребятки нашего расейского образования.

    Покумекать да подумать слабо. Проще закрыть и уволить. Зря. Я думал, что чтото может и меняется у нас, ан нет. Заметте школы не закрывали даже в жуткие 90 -е

    Не свистите только про низкую рождаемость. Количество учеников через пять лет увеличчится а вот школ нет. Будут наши дети опять в две смены учиться.

    Редакторам газеты привет. С демократией в стране всё плохо. коменты мои глазки режут

  5. День Первоклассника ежегодно посещайте .Там наглядно все видно-это насчет рождаемости.

  6. Политика в сфере образования? Что за бред? Просто бардак в котором каждый старается побольше денег загрести. Вот и вся политика.

  7. В 2009/2010 учебном году в г. Кировске Мурманской области проводится так называемая оптимизация системы образования. В сентябре 2009 года появились две руководящие структуры: отдел образования в количестве 1 человека Зайцевой М.С. и новая структура «Служба управления образованием» под руководством совершенно нового для образования человека Грецкого А.Н. С этих пор функционал, который раньше выполнял 1 человек, стали выполнять двое. Через некоторое время у начальника Отдела образования появился помощник (снова новая должность). А в «Службе управления образованием» новые ставки растут как на дрожжах. В то же время по школам идет сокращение учителей, тех людей, которые непосредственно работают с детьми, учат, воспитывают. Только с 1 октября 2009г. в школе №1 г. Кировска были сокращены: 0,5 ставки заместителя директора по воспитательной работе, 0,5 ставки социального педагога, 0,5 ставки педагога дополнительного образования, 1 ставка педагога-организатора ОБЖ, 1 ставка системного администратора, 0,5 ставки педагога-организатора. А с 01 июля 2010г. наше учреждение вообще ликвидируется.
    Оптимизация системы образования в г. Кировске заключается в увеличении штатов руководящих и контролирующих работников и уменьшении штата учителей. Зачем такой большой по численности штат «Службы управления образованием»? Зачем нужен Отдел образования в количестве 2-х человек? Кто подсчитал, что это экономически выгодно? Насколько целесообразно создавать «Службу управления образованием» вместе с новым руководителем, а также новые рабочие места в «Службе управления» при сокращении численности учительского состава? За счет каких средств создаются эти новые рабочие места? И где здесь оптимизация системы образования? Не многовато ли руководителей для небольшого количества учителей?
    Эти вопросы были заданы руководителям системы образования г. Кировска Зайцевой М.С. и Грецкому А.Н. на собрании коллектива МОУ «СОШ №1». Но вразумительного ответа педагоги не получили. Им сказали, что Отдел образования и «Служба управления образованием» получают зарплату из местного бюджета, а речь сейчас не о нем. Неужели можно так и далее раздувать штаты руководителей и сокращать учителей? Скоро руководителей будет больше, чем педагогов.
    Странно, но почему-то эти вопросы не заинтересовали автора статьи. Может, стоит и в этом разобраться?

  8. Уважаемая Ольга! Как Вы знаете, за последнее время я несколько раз была в вашей школе, и в том числе, на собрании, о котором Вы упоминаете. Мне понятны чувства и эмоции сотен людей, которых эта ситуация коснулась напрямую. И поверьте, что мне также небезразлично все это. Но, готовя материал, я постаралась изложить факты, а не личные оценки, потому что считаю, что читатели сами вправе сделать свои выводы. Вопросы, которые вы задаете выше, Вы уже писали на др. сайтах, думаю, к теме оптимизации и всего, что с этим связано, придется еще вернуться не один раз.

  9. Алексей Коновалов, а чего это Вы день первоклассника ежегодно посещаете, на дурные мысли наводит… Чего то мне стало страшно ребёнка в школу отпускать.

  10. Иван:)))))))))я педагог Дома творчества -это наше мероприятия,в течении лет уже 9 численность одна и та же почти 310-340, к сожалению конечно…

  11. Во блин, какие не дальновидные те кто это всё придумал. Это сейчас детей мало. А потом? Потом выйдет страна из «демографической ямы» и будет точно такая же ситуация со школами как и с детскими садами. Спохватятся как всегда поздно когда в школах мест не будет хватать.
    О будущем совершенно никто не думает и родителей выбора лишают.

Добавить комментарий для Korneliya Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *