Школы закрывают

Кировск. Большие перемены в системе образования

Самая старая школа Кировска и Апатитов, построенная в 1932 году, заканчивает свое существование... Фото Жанны Яроцкой.

Самая старая школа Кировска и Апатитов, построенная в 1932 году, заканчивает свое существование… Фото Жанны Яроцкой.

К началу следующего учебного года две школы — №1 и лицей — прекратят свое существование. Произойдут и другие серьезные изменения. Теперь старшеклассники смогут учиться только в ресурсных центрах — Хибинской гимназии и школе №7.

Под одну крышу

Город гудит, как улей. Эти новости активно обсуждают на местных сайтах. В школах уже прошли родительские собрания, где эмоции захлестывали всех присутствующих. Родители осуждали выступающих руководителей городского образования, те в свою очередь пытались объяснить, с чем связаны радикальные перемены.

К началу нового учебного года, то есть к сентябрю 2010 года, учеников 1-3-х классов из трех школ — первой, седьмой и лицея (а это примерно 15 классов) — объединят под одной крышей. Пока не ясно, будет это здание бывшей школы №1 или лицея. Оба имеют достоинства и недостатки и требуют ремонта. В первой нет полноценной столовой, а есть лишь буфет, куда привозят еду, нужен срочный ремонт в подсобных помещениях, туалетах. Здесь нет и актового зала.

В здании лицея на ремонтные работы понадобится в два раза больше средств, чем на первую школу (примерно 12 миллионов рублей), но здесь есть столовая, большой спортивный и актовый залы.

Как пояснил Андрей Грецкий, начальник муниципальной службы «Управление образованием Кировска», выбор здания для младших классов будет зависеть от количества бюджетных средств. Но в любом случае за лето это здание отремонтируют. А созданное образовательное учреждение станет филиалом школы №7.

Среднее звено школьников двух школ, это 5-8-е классы, в основном полным составом перейдет в школу №5. Она в состоянии принять детей, так как рассчитана на более чем 700 учеников, а сегодня их там 360. Но и у других школ есть возможность забрать часть школьников этих классов к себе.

В школе №5 10-11-х классов не будет. Профильные классы старшеклассников сохранятся только в Хибинской гимназии и школе №7, которые сегодня являются ресурсными центрами.

Много вопросов

Слова о том, что эти перемены окончательные, вызвали у родителей возмущение.

— Кто вам позволил решать за нас и лишать нас права выбора?

— Вы подумали о том, как наши дети с Олимпийской улицы будут ходить в пятую школу, которая стоит на отшибе и к ней нет нормальной дороги? Кто позаботится о безопасности ребят?

— А с Солнечной как ходить, по объездной дороге?

— Нашим детям придется переходить из одной школы в другую, о каком качестве учебного процесса можно говорить?

— Вы стираете лицей с лица земли!

— Оставьте, наконец, первую школу в покое!

Такие реплики звучали на собраниях. Многие родители, не выдержав накала страстей, просто уходили. Активисты родительского комитета одной из школ раздавали на подпись обращение к вышестоящим руководителям областного и других уровней. Прозвучало предложение бороться за сохранение своей школы и нанять для этого адвоката.

Сокращать придется всех

Что же заставило руководителей системы образования города идти на такие непопулярные меры?

Думаю, что выражение «оптимизация в образовании» слышали многие. Об этом идет речь уже пару лет, после появления указа президента. За этим документом появился областной — комплексный проект модернизации образования в Мурманской области. Тогда заговорили о профильном обучении, ресурсных центрах и укрупнениях учреждений в связи с уменьшением количества детей. Затрагивает это практически каждый город области, процесс оптимизации повсеместно и так же «жарко» идет во всей стране.

В конце декабря 2009 года муниципалитеты получили приказ, подписанный областным министром образования и науки, с предложением провести реструктуризацию образовательной системы в муниципальных образованиях в соответствии с федеральными нормативами.

Нормативы такие — на каждого учителя в школе должно приходиться 15 учеников, а наполняемость классов должна составлять не менее 25 человек.

— Если в 2003 году в кировских школах учились 4187 детей, то сегодня их 2770, — говорит Марина Зайцева, начальник отдела образования администрации Кировска. — И, по официальным данным, взрыва рождаемости в ближайшие десять лет не предвидится. Например, в детской поликлинике состоят на учете 309 детей от шести до семи лет, 302 — на год младше. Всего же, вместе с ребятами, проживающими в поселках, — 2236 человек. Из них посещают детские дошкольные учреждения 1667 малышей.

Школы города заполнены сейчас крайне неравномерно, средняя наполняемость класса по городу составляет 21,7 процента. Возникает сложность в разделении таких неполных классов по профилю, например, при изучении иностранных языков и так далее.

Более того, нормативы напрямую касаются не только педагогического состава, но и так называемых «прочих работников». В их числе — завучи, лаборанты, социальные работники, библиотекари, уборщицы и гардеробщицы. Количество такого персонала в штате, согласно тем же, спущенным сверху, критериям, должно составлять 53 процента количества учителей. Как сказала Марина Зайцева, сегодня число «прочего персонала» во всех школах почти вдвое больше — должно быть 114 человек, а работают 285.

— Скажите, а нельзя ли отказаться от этой оптимизации? Сложно объяснить ребенку, что он должен поменять школу.

— Проблема в том, что заработную плату те же учителя получают из средств областной субвенции. И размер субвенции будет рассчитан, исходя из предложенных нормативов, в зависимости от числа школьников. Сколько преподавателей и персонала положено на определенное количество учеников, столько денег на зарплату всего коллектива и получат школы. Оставим все так, как есть — нечем будет платить эту зарплату. А сокращаться придется всем школам.

— Каким образом?

— Сокращение затронет прежде всего ставки. Сейчас нередко преподаватель работает на полторы ставки и более. И это часто вредит не только образовательному процессу, но и здоровью педагога. Возможно, придется расстаться с учителями-пенсионерами. По нашим подсчетам, преподаватели младших классов и предметники — по русскому языку, литературе, математике — будут трудоустроены. Понятно, что перейти на работу в другой коллектив не очень просто, и тут с каждым педагогом нужно разговаривать отдельно.

— Многие считают, что здание той или другой закрываемой школы потом используют в иных целях.

— Каждое из этих зданий останется в системе образования. Туда смогут перебраться, к примеру, многочисленные детские кружки, студии, которые сегодня находятся в менее пригодных помещениях.

— Вызывает нарекания дорога к школе №5, куда перейдут средние классы.

— Эти проблемы — как улучшить подъезд и подход к школе, где нужны пешеходные дорожки и так далее — будут решены. Думаю, будет правильно, если по всем вопросам родители обратятся в отдел образования. Мы постараемся конструктивно их обсудить.

Это интересно(0)(0)

19 Комментарии

  1. nekto:

    Как они удобно все для себя придумали. Нет чтобы школы объединить: пятую — под юридическую крышу седьмой, а лицей — присоединить к 13-ой. И создавать там профильных классов хоть сколько требуется. И пусть одни и те же учителя ходят к детям в разные школы. Если грамотно расписание составить, так и бегать в один день туда-сюда не придется. И классы можно слить, и ставки сбалансировать. А то назвали ресурсными центрами, — одни понты, на людей, на детей им плевать! Детей мало, уж лучше первую школу закрыть, а остальные классы равномерно распределить по четырем школам. Они равноудалены от всех районов. Рецепт от этого беспредела только один: поменять устав города, чтобы был выборный мэр. Ну и голосовать на выборах за депутатов, готовых сменить устав. А то дорогу к пятой школе они будут делать, а раньше-то чего не делали? Сколько уж лет дети по проезжей части в пятую и музыкальную ходят.

  2. Nooned:

    Причем тут Зайцева? Она подневольный человек в этом вопросе. СУУУУУУ -и те, кто в год учителя это придумал. А кстати ни кто не запрещает местным властям компенсировать расходы на местное образование. Вот эти ребята почему то об этом не вспоминают.
    В каких регионах это так же «жарко» проходит? Интересно узнать…

  3. Ольга:

    К сожалению, автор статьи не упоминает о том, что Указом Президента 2010 год объявлен Годом Учителя для того, чтобы повысить престиж этой профессии. Неужели Президент в самом деле решил «отпраздновать» этот год огромным сокращением учителей? Всего два месяца прошло от начала этого календарного года, но учителям уже перестали оплачивать работу классного руководителя, в январе урезали аванс, а теперь ликвидируют школы. Складывается впечатление, что к концу года профессию учителя просто сотрут с лица земли. Ведь нам совсем не нужны образованные люди. Ведь дураками управлять легче. К этому и ведет вся политика в сфере образования.

  4. местный:

    Ой ребята шото не так в нашем королевстве!

    Очень удобно вот под видом нехватки денег и средств сворачивать ваще систему образования. При Сталине за такие дела ГОРОНО поехало бы , ))) хотя не тут осталось бы на рудниках.

    Геноцид енто ребятки нашего расейского образования.

    Покумекать да подумать слабо. Проще закрыть и уволить. Зря. Я думал, что чтото может и меняется у нас, ан нет. Заметте школы не закрывали даже в жуткие 90 -е

    Не свистите только про низкую рождаемость. Количество учеников через пять лет увеличчится а вот школ нет. Будут наши дети опять в две смены учиться.

    Редакторам газеты привет. С демократией в стране всё плохо. коменты мои глазки режут

  5. Иван:

    Да и фиг с ней. Неудобство… если только.

  6. алексей коновалов:

    День Первоклассника ежегодно посещайте .Там наглядно все видно-это насчет рождаемости.

  7. Политика в сфере образования? Что за бред? Просто бардак в котором каждый старается побольше денег загрести. Вот и вся политика.

  8. Ольга:

    В 2009/2010 учебном году в г. Кировске Мурманской области проводится так называемая оптимизация системы образования. В сентябре 2009 года появились две руководящие структуры: отдел образования в количестве 1 человека Зайцевой М.С. и новая структура «Служба управления образованием» под руководством совершенно нового для образования человека Грецкого А.Н. С этих пор функционал, который раньше выполнял 1 человек, стали выполнять двое. Через некоторое время у начальника Отдела образования появился помощник (снова новая должность). А в «Службе управления образованием» новые ставки растут как на дрожжах. В то же время по школам идет сокращение учителей, тех людей, которые непосредственно работают с детьми, учат, воспитывают. Только с 1 октября 2009г. в школе №1 г. Кировска были сокращены: 0,5 ставки заместителя директора по воспитательной работе, 0,5 ставки социального педагога, 0,5 ставки педагога дополнительного образования, 1 ставка педагога-организатора ОБЖ, 1 ставка системного администратора, 0,5 ставки педагога-организатора. А с 01 июля 2010г. наше учреждение вообще ликвидируется.
    Оптимизация системы образования в г. Кировске заключается в увеличении штатов руководящих и контролирующих работников и уменьшении штата учителей. Зачем такой большой по численности штат «Службы управления образованием»? Зачем нужен Отдел образования в количестве 2-х человек? Кто подсчитал, что это экономически выгодно? Насколько целесообразно создавать «Службу управления образованием» вместе с новым руководителем, а также новые рабочие места в «Службе управления» при сокращении численности учительского состава? За счет каких средств создаются эти новые рабочие места? И где здесь оптимизация системы образования? Не многовато ли руководителей для небольшого количества учителей?
    Эти вопросы были заданы руководителям системы образования г. Кировска Зайцевой М.С. и Грецкому А.Н. на собрании коллектива МОУ «СОШ №1». Но вразумительного ответа педагоги не получили. Им сказали, что Отдел образования и «Служба управления образованием» получают зарплату из местного бюджета, а речь сейчас не о нем. Неужели можно так и далее раздувать штаты руководителей и сокращать учителей? Скоро руководителей будет больше, чем педагогов.
    Странно, но почему-то эти вопросы не заинтересовали автора статьи. Может, стоит и в этом разобраться?

  9. Жанна Яроцкая:

    Уважаемая Ольга! Как Вы знаете, за последнее время я несколько раз была в вашей школе, и в том числе, на собрании, о котором Вы упоминаете. Мне понятны чувства и эмоции сотен людей, которых эта ситуация коснулась напрямую. И поверьте, что мне также небезразлично все это. Но, готовя материал, я постаралась изложить факты, а не личные оценки, потому что считаю, что читатели сами вправе сделать свои выводы. Вопросы, которые вы задаете выше, Вы уже писали на др. сайтах, думаю, к теме оптимизации и всего, что с этим связано, придется еще вернуться не один раз.

  10. Иван:

    Алексей Коновалов, а чего это Вы день первоклассника ежегодно посещаете, на дурные мысли наводит… Чего то мне стало страшно ребёнка в школу отпускать.

  11. алексей коновалов:

    Иван:)))))))))я педагог Дома творчества -это наше мероприятия,в течении лет уже 9 численность одна и та же почти 310-340, к сожалению конечно…

  12. Лилия:

    Во блин, какие не дальновидные те кто это всё придумал. Это сейчас детей мало. А потом? Потом выйдет страна из «демографической ямы» и будет точно такая же ситуация со школами как и с детскими садами. Спохватятся как всегда поздно когда в школах мест не будет хватать.
    О будущем совершенно никто не думает и родителей выбора лишают.

  13. Все клубы компьютерные. Кроме них детей мало что интересует.

  14. А все умники в министерствах. Старую систему поломали, а на новую умишка не хватает.

  15. Когда этот бардак уже прекратится? Детей бы хоть пожалели.

  16. Что таким людям дети? Риторический вопрос конечно…

  17. Дети им дороги. Но не наши…

  18. Что вызывает большое сожаление.

  19. Дети отдуваются за ошибки взрослых. Печально. Ну, будем надеяться, что всё к лучшему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *