Пару недель назад Валентин Скалозуб, преподаватель теории в автошколе, стал еще и инструктором по вождению. И за это время у него, что называется, накипело. Валентин Альбертович — водитель с огромным стажем и опытом езды не только по нашей стране, но и по зарубежью. Во время поездок он видел разные ситуации и разных водителей. Еще недавно он считал, что адекватных и воспитанных людей за рулем много. Сейчас его мнение несколько изменилось.
Себя забыли?
“Как сказал великий комбинатор из известного романа Ильфа и Петрова, “Автомобиль не роскошь, а средство передвижения”. В наше время с этим трудно не согласиться! Наличие машины дает огромную степень свободы, а для некоторых еще становится и средством самоутверждения. Если всего лишь каких-то 40-50 лет назад, автомобиль был доступен в основном передовикам производства, ветеранам социалистического труда, а также другим уважаемым людям, то в наше время им может владеть любой. Сейчас на дорогах можно наблюдать представителей самых разных возрастов, социальных прослоек и гендерной принадлежности и, хотя Правила дорожного движения едины для всех, каждый понимает их по-своему. Как человек живет, так он и ездит! Культурой и хорошими манерами отличаются далеко не все, и хамство ярко проявляется на дорогах Апатитов. Некоторые справедливо заметят, что в южных районах страны проблема выглядит еще острей, но речь пойдет о поведении водителей в именно нашем заполярном городке.
В отдельную группу хочу выделить некоторых водителей микроавтобусов, которые проявляют крайнюю степень неуважения к другим участникам движения. Впечатление такое, будто только они заняты общественно полезным трудом, а все остальные праздно и бесцельно путаются под ногами. Но, как показывает практика, “быстрых” всегда поджидают “невнимательные”.
Еще одна категория — юные альфа-самцы, в наглухо тонированных “ВАЗах” с сабвуфером в багажнике, от которого зад автомобиля подпрыгивает на убитых амортизаторах в такт барабану. Они показывают свою “удаль” и во дворах, и на оживленных улицах, ошибочно полагая, что все окружающие восхищаются их мастерством и “матовыми низами”. Хочу их разочаровать — вслед им летят самые негативные отзывы с использованием ненормативной лексики.
Особо хочу отметить крайне хамское отношение к учебным автомобилям. Впечатление такое, будто все вокруг родились водителями с рулем в руках и стараются курсантам автошкол продемонстрировать свое “мастерство”. “Мастерство” я взял в кавычки, так как никаким мастерством такое поведение не назовешь! Обогнать учебный автомобиль и сразу у него перед носом резко затормозить, чтобы повернуть направо и близко с мастерством ничего общего не имеет, скорее это неопытность с элементами неуважения. А уж сколько таких “мастеров” не соблюдают дистанцию и въезжают в зад учебным автомобилям, хорошо знают страховые компании и инструкторы автошкол! Даже когда за рулем учебного автомобиля инструктор, манеру езды которого легко отличить от учебной, многие водители считают своим долгом догнать, обогнать, подрезать.
Я думаю, что некоторые участники движения узнали себя”.
Чтобы жизнь не разделилась
По словам Валентина Скалозуба, для многих водителей учебный автомобиль, как красная тряпка для быка — вызывает какие-то странные, агрессивные реакции. Его мнение подтверждают и коллеги — говорят, такое происходит уже давно. По их словам для некоторых водителей стало “делом чести” напугать курсанта автошколы. Бывает, до такой степени, что приходится прерывать занятие, останавливаться и успокаивать человека. От себя добавлю, что такое же отношение зачастую испытывают и “юные” водители, те, у кого машина помечена соответствующим знаком. Такие истории я слышала не раз. Помню, подруге муж не поверил, когда она рассказала о ситуациях, в которые попала за день, и просила его снять знак. Он был категорически против, но, поездив на ее машине пару часов, сам сорвал знак с авто.
— Безопасность дорожного движения держится на трех “китах”: водитель, автомобиль, дорога. Всем известная система ВАД. От каждого звена в этой цепи зависит наша безопасность и наше благополучие, — говорит Валентин Альбертович. — Я бы еще добавил одно звено — культура. От культуры и уважения на дорогах также зависит наша безопасность и комфортность передвижения. Но, к сожалению, далеко не все это понимают и превращают городские дороги в площадку для самоутверждения, соперничества и откровенного хулиганства. Рано или поздно такое поведение заканчивается очень печально, и жизненный путь делится на “до” и “после”, и ничего уже не исправить.