В выставочном зале библиотеки-музея имени Гладиной, до конца сентября работает выставка художников-любителей “Пять студий”. Такие выставки проходят уже восемь лет и участвуют в них те, для кого живопись — хобби, впрочем, судя по качеству работ, это уже не вполне так. Хороши работы, как на подбор!
“Пять студий” — это “Тюбик” и “Этюд” Марины Борисовой, “Акварель” Александры Мезенцевой, рисовальные классы Александра Терещука и “M’ART” Марии Голубцовой. Именно их ученики, 19 взрослых, работающих людей или уже пенсионеров, предоставили свою живопись и графику на нынешнюю выставку. Всего — пятьдесят очень разных по технике исполнения и жанрам, работ.
Интересно, что многие фамилии знакомы — люди переросли “любительство” и стали уже вполне состоявшимися мастерами, хоть без диплома в руках. Наверняка, у их творчества есть поклонники — у кого-то семья и друзья, а у кого-то круг почитателей уже значительно шире. О том, как и для чего люди приходят в свободное от работы время в живописные классы, рассказала руководитель апатитской студии “M’ART” Мария Голубцова.
— Каждый класс у нас рассчитан на десять человек, классов несколько — для людей до 30 лет и тех, кто постарше. Есть занятия дневные и вечерние, каждый выбирает время удобнее. Нашей студии больше десяти лет, и на сегодняшней выставке представлены, в основном, работы опытных студийцев.
— А как происходит отбор для выставки?
— Мы участвуем в нескольких выставках в течение года — “Женщины и цветы”, “От Рождества до Рождества”, а выставка “Пять студий” для нас отчетная. Так что главное — распределить работы по тематике, чтобы их не выставлять несколько раз за год, и чтобы как можно большее количество людей стали участниками.
— Я увидела тут и новые работы, новые фамилии…
— Да, например, Владимир Сафаргалеев — он писал и самостоятельно, и в разных студиях, к нам пришел уже с выбранной техникой, с акварелью. Видно, что он мастер детализации. Людмила Белых — тоже художник самобытный, интересный. Прекрасные работы маслом Инны Зайцевой — она занимается в студии более пяти лет. У этих авторов большой процент самостоятельной работы, их картины очень интересно рассматривать.
Мария Голубцова говорит, что рисовать может любой человек. И учиться в студии вовсе не обязательно — пожалуйста, выбирай любые курсы в интернете, и вперед! Но…
— Я показываю основные технические приемы, но для художника ведь самое главное — найти свою авторскую манеру. А это процесс длительный, сложный, это — большой труд! Что-то сделать под копирку, быстро изучить технические приемы можно, а вот вырабатывают свою индивидуальную манеру люди годами.
Сейчас действительно много возможностей, но есть такой момент — когда ты дома, один, тебя может кто-то отвлечь. В студии работа интереснее, ты погружен в нее, наблюдаешь десять разных результатов и учитываешь нюансы… Так что творческий процесс получается богаче, интереснее. Хотя мы и мастер-классы в открытом доступе просматриваем в нашей студии, обсуждаем. Начинали так, например, с акварелью, потому что это одна из самых сложных техник, и начали самостоятельную работу только после просмотра нескольких мастер-классов онлайн.
Мы подходим с Марией к целой серии пейзажей. Некоторые места знакомы, узнаваемы, некоторые — совершенная экзотика.
— У нас были летние курсы по маслу, мы писали натюрморт и пейзаж на выбор — северный или южный, чтобы почувствовать лето, продлить его. Натюрморт пишем с натуры, а пейзаж в основном по фотографиям, хотя и на пленэры выходим в академгородок. Но чаще подход к пейзажу студийный, поскольку очень сложно работать на пленэре — быстро меняется свет, может пойти дождь или солнце начинает бить в глаза. Так что даже при дневном полуденном освещении мы рассчитываем сеанс лишь на два часа, не более.
Традиционно у нас представлен портрет, правда, работ немного – самые интересные мы придержали до зимней выставки. А наиболее плодотворный портретист в нашей студии — архитектор Александр Ермохин, там уровень уже практически профессиональный! Для портретов мы приглашаем моделей, которые в благодарность себе могут выбрать одну из работ на память.
И Мария Голубцова, как руководитель, И Маргарита Момотова, как устроитель и бессменный куратор выставки, согласны — каждый год работы все более разноплановые, виден качественный рост авторов, их творческий поиск. А Мария приглашает на занятия в студию “M’ART” новичков и подчеркивает: занятия живописью — это доступная, но все-таки роскошь. И не только потому, что необходимо купить кисти и краски. А еще и от того, что нужно подарить ей время, самое ценное, что у нас есть.