В декабре 2018 года был принят долгожданный закон “Об ответственном обращении с животными”. Его разработка длилась семь лет. Когда утихли первые восторги по поводу этого знаменательного события, горожане вчитались в текст самого закона. И он вызвал множество вопросов у зоозащитников, владельцев четвероногих и тех, у кого животных нет.
Закон есть — приютов нет
Одной из болезненных тем является отказ хозяев от своего животного. Часть 2 статьи 7 наделяет органы государственной власти субъектов правом создавать приюты для животных. Да, они имеют на это право, но не обязаны это делать, и никто пока не обязан. Но уже в части 2 статьи 9 прописано, что владелец животного, решивший от него отказаться, должен либо найти нового хозяина, либо отдать питомца в приют.
А вот где этот приют найти? Например, на территории Мурманской области не существует ни одного государственного или муниципального приюта. Бездомными животными занимаются исключительно частные лица и никакого постоянного бюджетного финансирования они не имеют. Да, есть возможность периодически выигрывать конкурс на отлов бездомных животных, но это совершенно другой вид деятельности.
Получается, что есть обязанность человека отдать животное в приют, но нет обязанности государства этот приют создавать. А частные, существующие за счет пожертвований, просто не в силах принимать всех. Кроме того, в законе не предусмотрен какой-либо штраф для хозяина, решившего избавиться от собаки или кота.
То есть, в приют могут привезти больное, не привитое, не стерилизованное животное, сдать с рук на руки волонтерам и с чувством выполненного долга скрыться. А уже лечить, кормить, обследовать и содержать животных должны приюты. С одной стороны, хорошо, конечно, что животное передадут в добрые руки, а не выкинут на трассу. С другой — встает вопрос о справедливости подобного подхода.
Подчеркну, что я рассматриваю закон с точки зрения уже существующих в нашем регионе приютов. К примеру, возьмем общество защиты бездомных животных “Верность”. С точки зрения закона, назвать приютом это место нельзя.
Отдельно нужно подчеркнуть, что все нововведения, касающиеся приютов, вступят в силу только с января 2020 года. К этому времени правительство РФ должно утвердить необходимые методические пособия, а уполномоченные органы субъектов РФ разработать на основании методичек отдельные порядки.
Содержать всю жизнь
Изменится ли работа с животными в Управлении городского хозяйства? Об этом я спросила у руководителя УГХ Олега Запанкова.
— На данный момент у нас заключен договор на регулирование численности безнадзорных животных, — сказал Олег Николаевич. — Основные изменения по сравнению с прошлым годом состоят в том, что теперь отловленные, стерилизованные и не представляющие опасности животные не возвращаются в прежнюю среду обитания. Порядок оказания услуги остается тем же самым — производится отлов, далее осмотр собаки ветеринаром, проверка на агрессию и затем карантинная передержка в течение десяти дней. Однако теперь, если животное клинически здорово и не представляет опасности, подрядчик обязан содержать его в течение шести месяцев в пункте временного пребывания. Раньше этого срока не было. Если собака убежала от владельца и он обратится к нам, то, разумеется, животное вернется домой.
Я думаю, что в течение первого квартала этого года на уровне города появится порядок приема собак в муниципальную собственность. То есть по истечению полугода, если хозяин собаки не объявился, мы будем принимать ее в собственность и пожизненно содержать.
— То есть они будут жить в приюте?
— Нет, экономически целесообразнее проводить торги на оказание услуги “передержка животных”.
— В городе есть потенциальные подрядчики?
— Есть. К примеру, организация, которая оказывает услуги по регулированию численности безнадзорных животных. Понятно, что перед тем как участвовать в торгах, ей придется увеличить количество вольеров. Но нужно понимать, что пока обновленных требований нет. Комитет по ветеринарии в ближайшее время разработает методические рекомендации по содержанию и оснащению приютов и пунктов содержания. Пока есть минимальные требования — вольер определенного размера, будка, а не сарай, где содержится по десять животных в одной клетке.
— А смогут ли желающие взять себе здоровую собаку, которая будет в муниципальной собственности?
— Мы будем прорабатывать этот вопрос. Естественно, муниципалитету выгодно, чтобы добросовестные жители брали собак себе, однако этот процесс не должен противоречить действующем законодательству.
На протяжении 2018 года Управление городского хозяйства оказывало помощь обществу защиты животных “Верность”: подрядчик вывозил умерших животных, а с помощью Апатитской электросетевой компании чистил проезд к зданию. В этом году сотрудничество продолжится.
Погулять свободно
Согласно закону, собака выше 35 сантиметров в холке должна быть в наморднике и на поводке — в общественном месте и транспорте. Без них любой собаке было бы приятней, но в городское черте такое возможно лишь на специально оборудованных территориях. В законе указано два вида таковых — площадки для свободного выгула и учебно-дрессировочные. На обеих можно спустить питомца с поводка, дав ему возможность свободно побегать, или заняться с ним дрессировкой без опаски помешать идущим мимо горожанам.
Территории для таких площадок определяются органами местного самоуправления совместно с Роспотребнадзором и Комитетом по ветеринарии.
А есть ли такие места в Апатитах? На сайте администрации города написано, что их пять: на улице Победы — напротив дома №31а, через дорогу; на улице Победы — напротив дома №3, через дорогу, вдоль зеленой зоны; на улице Козлова — напротив дома №3 и напротив автобазы КНЦ, через дорогу; на улице Жемчужной — в районе дома №24, по направлению к железной дороге.
Кто ж интерью брал? До кончца так и не довели:
и сколько стерилизовано животных за январь? К
то будет определять «агрессивность » сеимов или гончарова? А может сам запанков за это дело возьмется?
Автор заметки указан. Это я. В интервью написано, что на агрессию собак проверяет ветеринар.