Новая структурная единица в составе Кольского научного центра официально называется Научно-исследовательский центр медико-биологических проблем адаптации человека в Арктике КНЦ РАН. В его составе — работающий много лет научный отдел медико-биологических проблем адаптации человека в Арктике и больница КНЦ РАН. Чтобы рассказать жителям города и пациентам больницы, в чем причина и смысл изменений, журналистов пригласили на пресс-конференцию, которая состоялась в КНЦ 24 октября.
Откуда проблемы
На конференции выступили: профессор Юрий Войтеховский — временно исполняющий обязанности председателя КНЦ РАН, доктор геолого-минералогических наук, Владимир Мегорский — директор недавно созданного научно-исследовательского центра, Людмила Степина — заместитель директора НИЦ по медицине, главный врач.
Юрий Леонидович сначала напомнил о событиях, которые привели больницу на грань закрытия. Если помните (“ДД” писала об этом в июне), с начала 2016 года больницу перестало финансировать ФАНО — федеральное агентство научных организаций, объясняя это тем, что агентство выделяет деньги только научным организация и учреждениям, а не лечебным. В результате больница оказалась в долговой яме, нечем было платить не только за электричество, воду, отопление и лекарства — не было денег на минимальную заработную плату. Часть медицинского персонала уволилась, но основная — осталась. Администрации больницы пришлось полностью закрыть детское отделение и перевести всех его пациентов в городскую детскую поликлинику. Больница с поликлиникой КНЦ РАН продолжили работать, но долги остались, денег за профосмотры, платные приемы и тех средств, что получают от Фонда обязательного медицинского страхования, недостаточно.
Тогда же, летом, впервые появилась информация о том, что спасти больницу может включение ее в состав научно-исследовательского центра. То есть, продолжая лечебную деятельность, больница КНЦ РАН может стать одновременно площадкой для научных исследований и работ.
— Более года назад меня назначили исполнять обязанности председателя КНЦ РАН, — сказал Юрий Войтеховский. — Идея присоединения больницы к Кольскому научному центру была рождена прежним руководством КНЦ, но проект не был подготовлен ни экономически, ни юридически. Хотя идею, которая позволяет сохранить больницу, можно назвать гуманистической, ведь речь идет о том, чтобы более шести тысяч ее пациентов, жителей нашего города, могли и дальше получать квалифицированную и своевременную медицинскую помощь. ФАНО удаляло больницы из научной системы по всей стране, но те научно-исследовательские институты, которые одновременно занимались и лечебной, и научной деятельностью, сохранило. Вот и у нас решили сделать больницу структурным подразделением НИЦ.
Огромная и сложная работа
ФАНО дало добро, издало приказ, но тогда же, летом, присоединить больницу не получилось, ведь у КНЦ не было лицензии на медицинскую деятельность.
— Получить лицензию оказалось непросто, — продолжает Юрий Леонидович, — многочисленные комиссии выявили недостатки, которые требовалось устранить, чтобы соответствовать нормам и санитарным правилам. Все это требовало немалых денег.
КНЦ принялся искать финансовые резервы, чтобы ускорить работу. Вся тяжесть этой работы упала на КНЦ РАН, или, как его называют горожане, Президиум. На помощь ФАНО в вопросе погашения долгов, а это более 10 миллионов рублей, рассчитывать не приходится, выкарабкиваться нужно самим.
Всем, кому больница должна, хочу сказать: КНЦ долги признал и их погасит. Уже разработали программу ликвидации долгов и приступили к ее выполнению. Большим подспорьем станут платные медицинские услуги и деньги, поступающие по программе ОМС, правда, последние больница получает уже после оказания услуг.
По словам Владимира Мегорского, на получение первичной медицинской лицензии ушло почти пять месяцев. И это было действительно сложно. Настолько, что даже их антикризисную команду временами покидал оптимизм.
Теперь, когда организационные проблемы позади, антикризисной команде — Юрию Войтеховскому, Владимиру Мегорскому и Людмиле Степиной — предстоят новые хлопоты.
Будут изучать. Будут лечить
Среди хлопот, организационных и финансовых, есть гораздо более интересные и даже приятные. Касаются они научно-исследовательской деятельности нового НИЦ медико-биологических проблем адаптации человека в Арктике.
— ФАНО выделяет деньги на изучение здоровья человека в Арктике, — рассказывает Юрий Леонидович. — Ведь сейчас именно Арктика стала одним из приоритетов для России.
Есть еще очень интересная тема с необычным названием — минералогия человека. За период жизни в организме человека накапливается немалое количество различных минералов. Камни эти изучают во всем мире, и мы будем внедрять эту тему в НИЦ, приглашать специалистов, проводить семинары.
Что касается медицинских услуг, то почти все они сохранены в больнице КНЦ, и сейчас ее задача — добиться максимальной пользы для населения, найти свое место на рынке медицинских услуг в Апатитах. Ведь из общего количества пациентов, а это, повторюсь, более шести тысяч человек, только примерно две тысячи являются сотрудниками институтов КНЦ и членами их семей.
— В городской больнице тоже есть доктора, которые хотят заниматься научной деятельностью, — подключился к беседе Владимир Мегорский (прежде он занимал должность заведующего отделением реанимации АКЦГБ). — И мы, совместно с администрацией АКЦГБ, ищем темы и пути для сотрудничества как в лечебной, так и в научной работе.
Стратегия национальной безопасности и стратегия развития Арктической зоны — базовые документы для создания и развития проектов, которыми мы будем заниматься. В рамках этих проектов Научно-исследовательский центр медико-биологических проблем адаптации человека в Арктике может разрабатывать и предлагать на рынке медицинских услуг различные программы адаптации людей, живущих и работающих на Крайнем Севере. Это касается работников Северного морского пути, вахтовиков, пришлого и коренного населения.
Сейчас на Севере идет активное замещение постоянных работников вахтовиками, а значит, нужны методики по адаптации, которые действуют быстро и четко. Для их создания потребуется изучение адаптационных механизмов коренного населения,.
В ближайшее время в больнице откроем кабинет хронической боли, заработает служба алгологии (алгология — наука, изучающая острую и хроническую боль, ее причины и способы лечения). Эта патология в условиях Крайнего Севера протекает наиболее агрессивно. Зачастую люди и специалисты относятся к хронической боли легкомысленно, ну болит и болит. Однако хроническая боль — пусковой механизм для огромного количества патологических изменений и заболеваний. Мы планируем запустить сразу несколько проектов, но об этом подробно расскажем позже. Скажу одно: в рамках научной работы невозможно было мечтать о них без лечебной базы — больницы. Это очень хорошо, что в Апатитах больницу удалось сохранить.
Поликлиника и стационар остаются
По словам Людмилы Степиной, главного врача больницы, смена вывески, то есть названия, а также потеря юридического статуса как отдельного юрлица для пациентов никакого значения иметь не будут.
— Объемы, виды и структура медицинской помощи не изменились, — заверила Людмила Анатольевна. — Амбулаторно пациентов принимает поликлиника, работают круглосуточный и дневной стационары. В круглосуточном стационаре по-прежнему остались два отделения — терапевтическое и хирургическое, каждое на 25 коек. Появились неврологические койки. Единственное, чего пока лишилась больница, это кабинет эндоскопических исследований. Кабинет не соответствует современным санитарно-эпидемиологическим нормам и пройти лицензирование не смог, но мы в этом направлении работаем, все оборудование сохранено. Как только появятся средства, мы его запустим.
Конечно, горожан, которые не приписаны к бывшей больнице КНЦ, а теперь — больнице НИЦ медико-биологических проблем адаптации человека в Арктике КНЦ РАН, больше всего интересует, смогут ли они, как прежде, пользоваться услугами врачей поликлиники и стационаров.
— По новым законам, в частности “Об охране здоровья граждан”, имея полис обязательного медицинского страхования, можно получить медицинскую помощь в любом лечебном учреждении страны. Дневной и круглосуточный стационары готовы принимать пациентов “из города”, если у них есть направление и реальное основание для госпитализации. Направление на госпитализацию может выдать и наш врач-специалист.
Штат поликлиники укомплектован “узкими” специалистами. Это травматолог, невролог, отоларинголог, офтальмолог, психолог-нарколог, хирург. А вот терапевтов не хватает. Пока их всего три, но если мы найдем врача, то откроем еще один, четвертый участок.
На вопрос о том, можно ли сейчас “прикрепиться” к поликлинике КНЦ, Людмила Анатольевна ответила: нет, перегружать оставшихся терапевтов руководство больницы не может.
— Но в дальнейшем, — добавил Владимир Мегорский, — увеличение количества прикрепленных даст возможность вводить в работу новых специалистов, например онколога. На вопрос, могут ли специалисты больницы КНЦ направлять пациентов в областные больницы, Владимир Владимирович ответил, что территориальная программа за счет средств ОМС позволяет это делать.
Благодарим за помощь и терпение
— Я хочу сказать огромное и искреннее спасибо администрации города, — сказал Владимир Мегорский, — которая поддерживает больницу и помогает нам во всех вопросах. Например, нашему молодому хирургу выделили квартиру. Иметь такую помощь, поверьте, очень здорово.
— А я, в свою очередь, — добавил Юрий Войтеховский, — хочу поблагодарить коллектив больницы. Ведь, когда больницу перестали финансировать, коллектив попал в настоящую беду. Надбавки сняли, заработная плата минимальная, это всегда трудно и вызывает у людей дополнительное напряжение, но они терпят и продолжают работать. Спасибо им за терпение! Мы смотрим в будущее с оптимизмом и делаем все возможное.