Кто из знаменитостей грызет ногти и почему? Как социальные сети влияют на нашу речь? Вредят или приносят пользу англицизмы? Если бы не конференция “Шаг в будущее”, мы бы и не знали, о чем задумываются нынешние школьники.
Про слова
Разнообразие работ здесь всегда поражает. И если бы мы могли разорваться, то пошли бы во все секции и послушали все защиты, но… Пришлось выбирать, а делали мы это, ориентируясь на названия тем, точно так же, как наши читатели выбирают материалы, что прочтут первыми. Откуда мы это знаем? Не поверите — от автора работы “Прием трансформации фразеологизма в заголовках газет”. Да, и нас посчитали! Точнее, проанализировали. Изучала заголовки “Дважды Два”, “Кировского рабочего” и “Хибиногорского рабочего” Марина Круппа, 11-классница из седьмой школы. Описать все исследования девушки мы, увы, не сможем — нам газеты не хватит. Можем сказать одно: очень интересно, как люди оценивают твою работу. Еще интереснее сравнивать то, о чем думал ты, когда писал заголовок, с тем, как воспринял его читатель. В общем, Марине отдельное спасибо не только за интересный доклад, но и за доверие к нам.
Марина выступала в секции “Лингвистика”. Тут же от пятиклассницы Дарьи Гречка из гимназии мы узнали, что смайлы стали альтернативным средством общения. А восьмиклассник Даниил Галов рассказал, как социальные сети влияют на разговорный язык. И ведь влияют, и далеко не всегда положительно. Интересная, эмоциональная и довольно аргументированная защита получилась у Марии Шелгуновой (11-й класс, школа №5). Девушка изучала вред и пользу, которые приносят в русский язык заимствования из английского.
От пользы до вреда
Интересно, есть ли в мире такой человек, который ни разу не списывал на экзамене, контрольной, зачете? Лет двадцать назад ученики могли пользоваться только собственноручно написанными шпаргалками. И были учителя, которые их “не замечали”. Оказалось, учителя знают: когда ученик пишет шпаргалку, он довольно хорошо изучает материал. Нынешним школьникам корпеть над “гармошками” не надо, за них все сделали издатели, выпускающие готовые домашние задания, и Интернет. Как теперь влияет списывание на учебный процесс, изучала Виктория Томашич (11-й класс, гимназия №1). Опросы на эту тему Вика провела в 6-х и 11-х классах своей школы. Судя по ним, сенсаций не случилось: шестиклассники более сознательные и готовыми домашними заданиями пользуются редко, почти не списывают, плагиатом не занимаются. Интересно, что с ними случается к выпускному классу? Вика уверена, что нынешние школьники от списывания умнее не становятся и плохо усваивают школьную программу. А самым интересным в этой работе, на наш взгляд, были примеры борьбы со списыванием в других странах. К примеру, в США могут исключить из учебного заведения, во Франции на пять лет лишат возможности пересдать экзамен, а в Италии, где проблема стояла очень остро, решили принимать все экзамены в устной форме. Своими исследованиями и выводами Виктория собирается поделиться с учениками школы на классных часах.
Леденцы и ногти
В секции “Биология и химия” выступали даже ученики начальной школы, хотя таких предметов у них еще нет. Например, Лиза Бугаенко (4-й класс, школа №7) изучала, что полезнее — бабушкины петушки на палочке или чупа-чупсы. Конечно, подозрения всех собравшихся оправдались, ничего полезного в магазинных леденцах нет.
Пятиклассник Денис Подногин изучал онихофагию — это вредная привычка грызть ногти. Как объяснил автор, некрасивым делом заняты те, кто находится в постоянном интеллектуальном или психическом напряжении. Денис рассказал и о нескольких знаменитостях, которые грызут ногти — в этом были замечены Филипп Киркоров и Дмитрий Медведев. А напоследок юный исследователь поделился, что, пока писал работу, сам избавился от вредной привычки.
Всего на “Шаге в будущее” работали 12 секций — от точных наук до моды. В каждой — две возрастные группы: с четвертого по седьмой класс и с восьмого по одиннадцатый, поэтому в некоторых секциях было по два победителя. По словам методиста Управления образования Ольги Шоприной, члены жюри заранее изучили все работы и до защиты допустили всех участников. На самой конференции комиссия в первую очередь оценивала защиту, ответы на вопросы и оформление стендов.
В конференции приняли участие 118 школьников и учеников Апатитского политехнического колледжа — 16 из них поедут на региональный этап “Шага в будущее” в Мурманск.