Шестьдесят пожилых людей стали жертвами обмащника. Он отбирал у них последние, скорее всего “гробовые” деньги. Многие из потерпевших не дожили до дня, когда ему вынесли приговор.
Спокойно не сиделось
19 августа в городском суде закончился очень долгий и сложный процесс. Рассмотрение дела телефонных мошенников длилось два месяца и закончилось приговором, который можно назвать книгой — в нем более 250 листов.
Главным “героем” процесса был 31-летний житель Апатитов. Это он звонил пожилым людям и представлялся то внуком, то сыном, попавшим в беду. Верили ему и помогали жители не только нашего города, но и Полярных Зорь, Кандалакши. Знали бы они, что деньги отправляют заключенному, отбывающему наказание в одной из колоний области!
В поле зрения полицейских он попал еще несовершеннолетним. Тогда же получил первую судимость, а потом еще одну, и следующую. Сначала его судили за кражи, потом за преступления, связанные с наркотиками. В 2009 году он снова сел.
Внук и сын
Видимо, много свободного времени у сидельца, чтобы придумывать преступления и готовиться к ним. Для осуществления замысла ему нужны были мобильный телефон, несколько sim-карт и помощники. Откуда у заключенного телефон (в случае с нашим антигероем — не один) и sim-карты, каждый пусть догадывается сам. А вот помощников он себе выбрал из проверенных детской дружбой людей, а также бывших сокамерников и их приятелей. Всего в этой группе было шесть человек, по крайней мере в суд они отправились таким составом.
Еще для реализации планов мужчине нужны были коды городов области, а также талант убеждения. И первое, и второе у него было. Говорят, он тонкий психолог и хороший артист. Своих жертв он находил, что называется, методом тыка — набирал телефонный номер и буквально по первым фразам вычислял тех, кого можно развести на деньги. Как выглядели подобные диалоги, “ДД” не раз писала в сводках происшествий.
К примеру, на вопрос абонента: “Кто это?”, мужчина радостно спрашивал: “Бабуль, не узнаешь, что ли?” Если голос на другом конце провода был помоложе, “бабуля” превращалась в “мамулю”. И разговор сводился к деньгам.
Внуку или сынку нужна была некая сумма. Ее звонивший предлагал либо перевести на счет, либо, если понимал, что с ним говорит очень пожилой человек, для которого слова “терминал” и “электронный кошелек” — фантастика, сообщал, что за деньгами приедет друг.
Раскаялся ли?
Тут в игру вступали помощники. Такие у “главного” были в колонии и во всех городах, куда он звонил. После разговора с “жертвой” он просил одного из заключенных перезвонить “бабушке” и выведать ее адрес, мол, я друг внука, забыл, куда ехать надо. Потом связывался с помощником на воле — сообщал, куда надо ехать, сколько денег забрать и сколько оставить себе. Обычно это были небольшие деньги, ведь он считал, что работка у тех непыльная.
Таким образом, 23 человека пополнили счет сидельца на 439200 рублей. В остальных случаях люди догадались, что имеют дело с мошенником, — от них он пытался получить еще более 700 тысяч, что закон трактует как покушение на хищение.
Все потерпевшие в суд прийти не смогли — многие умерли. То, что мошенник забирал, возможно, последние деньги у стариков, тогда его, похоже, не волновало.
— В одном из телефонных разговоров (в суде слушали их записи — А.Г.) один из его помощников обмолвился: “Бабку жалко. Зашел, а она вообще древняя”, — рассказывает Ирина Алексейчина, представитель гособвинения. — Зато в суде организатор каялся и просил прощения у каждого потерпевшего.
Свои действия он расценивал как ужасные. Говорил, что хотел бы погасить ущерб, но такой возможности у него нет — арестовали его прямо в колонии. В искренности раскаяния сомневаются многие, а уж в то, что он вернет деньги, похоже, никто не верит.
Суд признал пятерых из шести обвиняемых организованной преступной группой, виновной в совершении телефонных мошенничеств. Шестой, по мнению суда, действовал в составе группы лиц по предварительному сговору. Ему суд назначил наказание — два года колонии строгого режима. Остальные получили от трех с половиной до девяти с половиной лет лишения свободы. Троих взяли под стражу прямо в зале суда, двое к моменту вынесения приговора уже отбывают наказание за другие преступления, а главного взяли под стражу, когда он не успел еще выйти на свободу после предыдущей судимости. Главарь группы отправится в колонию особого режима на семь с половиной лет.
На то, чтобы приговор вступил в законную силу, законодательство отводит десять дней, в течение которых стороны имеют право его обжаловать. В прошлую пятницу одна жалоба в суд уже поступила, от главного антигероя. Мнение суда, что он организовал преступную группу, мужчина не разделяет.