Принято считать, что север индийского штата Гоа туристическим когда-то сделали хиппи — любили отдохнуть на природе в мягком климате, вдали от цивилизации. Такой отдых нравится многим, так что побережье постепенно подстроилось под туристов — появились небольшие гостиницы и пансионы, кафе и бары.
Поездка на троих
Александра вернулась из отпуска загорелая, но не слишком отдохнувшая — двухлетний сын внес свои коррективы в их с мужем планы на отдых. Сначала они собирались вдвоем, но когда стало ясно, что малыша на две недели оставить с родственниками не получится, — решились ехать всей семьей.
Может, поэтому восторженных откликов о поездке я не услышала — путешествия с приключениями не получилось. Но все-таки рассказ о северном Гоа показался мне забавным и познавательным — всегда полезно сравнить туристические тонкости.
— Перелет из Москвы до Гоа — семь часов, — рассказывает Саша. — И, как нам объяснили в агентстве, в самолете должно было быть двухразовое питание. Но, увы, покормили только один раз, да и то невкусно, правда, напитки предлагали регулярно. А вот с отелем повезло — территория большая, несколько зданий, есть небольшая детская площадка. Единственное, что мы не учли — не взяли коляску. А сын вдруг категорически отказался ходить пешком, так что пришлось частенько его на руках носить. У местных и в помине колясок нет — там маленьких детей в слингах носят.
Путевки обошлись семейству в 105 тысяч рублей (плюс визы). Жили они в трехзвездочном отеле, с завтраками. Но завтраки были душевные, несколько чанов с едой на выбор: рис, картофель, макароны, яйца, очень много фруктов и сладостей. А прокормиться самостоятельно оказалось несложно: хочешь — в номер еду закажи, хочешь — в кафе поужинай.
Попрошайки и фокусники
Обслуживают отель в основном мужчины: повара, бармены, уборщики. Женщины тоже работают, но в не публичных местах, в качестве кастелянш например. К отелю у Саши претензий вообще не оказалось — жить было комфортно. Разве что перебои с электричеством на одну-две минуты по несколько раз в день случались, причем во всем городке.
Чаевые в большинстве случаев давать здесь не принято — они уже включены в стоимость путевки или в счета, если еду заказываешь. Носильщик в Индии не станет стоять рядом в ожидании доллара, а вот уборщики номеров оставленные для них мелкие деньги с благодарностью заберут.
— Чем больше оставишь, тем больше тебе фигур из полотенец накрутят, однажды нам соорудили даже нечто вроде человечка из нашей же одежды, — говорит Александра. — Вообще народ там не навязчивый, разве что попрошайки раздражают. Как правило, это женщины с маленькими детьми, они так зарабатывают на улицах и пляжах. Но иногда и мужчины “фокусничали”: может подойти, сделать вид, что ухо тебе почистил, или точку между бровей нарисует и тут же руку протягивает — мол, а благодарность где?
Но вещи на пляже мы оставляли спокойно, чужое там не берут. До пляжа минут десять ходьбы, отель на второй линии, пляж песочный, вдоль моря — кафешки. Около каждой есть свои лежаки, их можно было занимать бесплатно. И рядом с лежаками стоят тазики с водой для ног. Все бы ничего — пляж песочный, места много, но грязно. Там, оказывается, принято убирать только “свою” территорию — каждое кафе следит за участком от бара до моря. А весь мусор, что разносится между участками — так и лежит. Ну, и коровы…. Они в Индии, как у нас собаки: на улицах, пляжах, возле помоек — везде.
Коровы, таксисты и акулы
Пляж и отель, в котором отдыхала семья Саши, находится в местечке Калангут, оно популярно среди туристов эконом-класса. Это почти семь километров довольно оживленного курорта. Пляж здесь общественный, и отель к его содержанию никакого отношения не имеет. Но в любом случае индийские коровы чувствуют себя вольготно везде, ведь это священное животное. На них даже кричать нельзя, не то что пнуть и толкнуть. На дороге, например, пешехода не всегда пропустят, а вот перед коровой обязательно затормозят.
— Дорожное движение в Гоа — сплошное беспокойство, — говорит Саша. — Мне кажется, там правил вообще нет. Во всяком случае “поворотниками” никто не пользуется, а вот звуковым сигналом — при любом случае. Если выбрал кафе у самой дороги — поесть спокойно не удастся.
Такси, как и еда, обходилось недорого, но семейка для коротких поездок чаще пользовалась рикшами — маленькими повозками на двоих. Торговаться приходилось везде: с таксистами, с продавцами сувениров, на рынке. Каждая покупка — это долгие и трудные разговоры с применением жестов. Местные говорят на английском, но он у них своеобразный, а русские слова знают только продвинутые торговцы. Сувениры, как говорит Саша, как и на любом другом курорте, однотипные. Единственное, что отличает Индию в этом плане, — все поделки окрашены натуральными растительными красителями.
Аравийское море в это время года в северном Гоа теплое, хотя спокойным оно не было ни дня — все время волны. Зато дождей уже нет, и температура воздуха очень комфортная. Здесь нет жесткого запрета (как, например, в Египте) на купание после 18 часов, вечером вполне можно окунуться. Но когда темнеет окончательно, туристы и сами не рискуют — мало ли кто подплыл к берегу, в темноте ведь не видно. А в этом море живут несколько видов акул, хотя у берегов северного Гоа их никогда не видели. Рыбаки, правда, ловят акулят, в кафе из них готовят очень вкусное блюдо.
Что едят божества
Александра с мужем после первой же поездки с сыном к Шиве поняли: экскурсии не для них. До места пришлось ехать пять часов — дорога туда и обратно с двухлетним ребенком измотала.
— Интересно, конечно, увидеть новые места, — говорит Саша, — но нам с гидом не повезло. Она какая-то неопытная попалась, не смогла предложить ничего подходящего для отдыха с ребенком. Хотя уже в конце мы узнали, что неподалеку, оказывается, есть аквапарк.
Вообще вариантов для взрослых туристов много: можно было бы поехать на двухдневную экскурсию в местечко, где есть водопад, обезьяны и тигры без вольеров, рыбалка, где готовят то, что поймаешь. Там есть возможность купаться полдня и смотреть на дельфинов в открытом море. Или в романтическую поездку, тоже на два дня: в полном уединении, с ночевкой в бунгало на пляже — как в рекламе “Баунти”.
В одном из ближайших городков (там есть храм Джаганнатхи) Александре удалось увидеть колесницу — одну из тех, что участвуют в процессии на самом главном празднике Ратха-Ятра. Такие фестивали каждый год летом проходят во всех местах Индии, где есть подобные храмы, но самый крупный — в городе Пури. Обычно деревянным божествам Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры поклоняются внутри храма, но в день фестиваля их провозят по улице, чтобы дать возможность увидеть божества всем желающим. В начале праздника раджа города Пури подметает золотым веником дорогу перед процессией, в которой около 4000 человек тянут каждую колесницу с божеством на канатах.
Божества перевозят в другой храм и оставляют там на неделю — их ежедневно одевают в новые одежды и кормят особыми рисовыми пирогами, которые называются “падапитха”. А после такой же процессией перевозят обратно в свой храм. Колесницы строят из особого дерева, каждый год новые, а в конце фестиваля их разрушают и раздают щепки на сувениры. Их хватает на всех, ведь главная колесница Джаганнатхи достигает 13 метров в высоту и имеет 16 колес диаметром два метра. В дни фестиваля в город съезжается полмиллиона паломников со всего мира. В далеком прошлом индусы часто бросались под колесницы — считалось, что тот, кто гибнет под их колесами, получает освобождение и возвращается в духовный мир. Говорят, что такое происходит и по сей день.