Сосредоточенный строгий взгляд, быстрые, один за другим вопросы. В руках — инструменты, а через несколько минут — фотоаппарат. Вот такой он, молодой доктор Дмитрий Иванов, за работой. И, похоже, у него не забалуешь! Пока он занят пациентом, желание задавать вопросы или подавать реплики само собой исчезло. Работа у ортодонта — все равно что у ювелира или скульптора, тонкая.
Семь лет учебы
И только потом, когда Дмитрий Владимирович Иванов садится за стол, становится понятно, что человек он совсем молодой — 27 лет, общительный, веселый. Просто, когда работает, абсолютно сосредоточен на деле, как все увлеченные своей профессией люди.
Дмитрий Иванов именно как ортодонт начал прием в городской стоматологической поликлинике 1 октября. Однако здесь он, пожалуй, не новичок — два года отработал стоматологом-терапевтом.
Большую часть жизни Дима Иванов прожил в Апатитах. Хотя родился в Новгороде — там его отец, травматолог Владимир Иванов, после учебы на медицинском факультете Петрозаводского университета проходил интернатуру.
— В Апатиты мы приехали, когда мне шел третий год, — рассказывает Дмитрий. — Поэтому в садик и в школу я ходил здесь. До 11-го класса не был на сто процентов уверен, что стану врачом, выбирал между профессией мамы, она экономист, и профессией отца. И документы после школы подал на два факультета Архангельского университета — медицинский и экономический. В том году результаты ЕГЭ принимали только на экономическом факультете, на медицинском нужно было сдавать экзамены. Поступил на оба факультета, но решил — сидеть за калькулятором и документами невесело, и остался на медицинском.
Дмитрий скромно умалчивает, что он окончил апатитскую школу №5 не просто с хорошими оценками — с золотой медалью! И вступительные экзамены в вуз сдал более чем успешно. А далее — пять лет учебы в институте, год интернатуры в Апатитах, два года работы стоматологом. В 2012 году его направили в Архангельск, в ординатуру, которую он окончил этим летом.
— Почему Вы не выбрали травматологию, как отец?
— А он и отговорил, сказал: “В семье уже есть один лечебник, выбирай лучше другую специальность”. Я выбрал стоматологию. А в интернатуре возник интерес к ортодонтии — тогда кабинет в нашей поликлинике еще работал, и мне очень понравилось работать с аппаратами (имеются в виду аппараты для исправления прикуса и положения зубов — пластины, брекет-системы и более сложные конструкции — Е.Б.). Для меня работа ортодонта — это возможность делать то, что невозможно, например передвигать зубы.
Что не так?
По словам доктора Иванова, 50-70 процентов детей имеют зубо-челюстные аномалии. Кому-то можно помочь и без участия хирурга, в детском возрасте легче повлиять на рост зубов. О том, что в стоматологической поликлинике появился ортодонт, заинтересованные пациенты узнали быстро, запись сейчас — на неделю вперед, на прием приходят и родители с детьми, и взрослые.
— Что в Вашей профессии главное?
— Меня научили, что в ортодонтии главное — диагностика. Выявить, что не так, и исправить. Если ты неправильно выявил проблему, то и результат хорошим быть не может. Поэтому меня удивило и обрадовало, что в соседнем городе, в частном кабинете, есть специальный и очень дорогой томограф, позволяющий делать снимки черепа в 3D и в реальном размере. Без него пришлось бы работать в большей степени на глаз, интуитивно.
— Вам как специалисту понятно, когда есть проблема. А на что родителям стоит обратить внимание?
— Мы два раза в месяц проводим день профилактики, ходим в детские сады и осматриваем детей. Все выявленные проблемы заносим в карты, а медсестры детских садов доводят эту информацию до родителей. К сожалению, приходят далеко не все. Родителям посоветовал бы обратить внимание на профилактику. Если ребенок не может сам хорошо чистить зубы, пусть это делают родители!
Я в ординатуре познакомился с аспирантом, который занимался детской стоматологией, он заставил меня поверить в действенность профилактики. В этой области проводят огромное количество исследований, эффективность профилактики доказана фактами и цифрами. В Интернете я натолкнулся на статьи норвежского ортодонта Бьерна Захриссона — у него очень четкий и непривычный для нас комплексный подход. Он не просто смотрит на зубы, их положение, а исправляет все сопутствующие проблемы. Его друг и коллега, итальянец Марко Россо, специалист по лечению детей, два дня читал у нас в университете лекции, это было очень интересно и полезно.
Нет смысла лечиться у ортодонта, если гигиена зубов не налажена! И еще очень многие проблемы связаны с заболеванием лор-органов, поэтому посмотрите внимательно, как дышит ваш ребенок. Если ему трудно дышать носом, всегда приоткрыт рот — не откладывайте поход к врачу.
— Вы помните своего первого пациента?
— Да, это мой знакомый, у него была первая в жизни пломба, совершенно простой зуб, но я его делал два часа! Дело в том, что до третьего курса студенты-стоматологи практикуются только на специальных манекенах, а на третьем курсе начинается практика с пациентами. Было нервно! Вроде бы в теории все знаешь, но сразу не сообразишь, опасаешься — а вдруг до нерва достанешь, тогда его удалять придется. Но все закончилось хорошо!
Отдых на лыжах
Кстати, всех, кто собирается обращаться к врачу-ортодонту, обычно просят запастись терпением: лечение длительное, на быстрые результаты рассчитывать не приходится. Так ли это?
— Быстрый результат возможен при минимальных проблемах. На то, чтобы исправить прикус, может понадобиться и пять лет. И еще очень многое зависит от пациента, в том числе и то, как сложится наша совместная работа — врачу нужно доверять. Если есть доверие и желание, пациент и работать будет по-другому.
В старой ортодонтической школе главным было изготовить, допустим, пластину, а носит ее пациент или нет и как он ее носит — не важно. Но от этого и зависит конечный результат, который для меня, например, очень важен.
— У Вас сейчас много пациентов, и наверное, тяжело начинать работу с такой нагрузкой?
— Нет, от пациентов я не устаю. С ними на самом деле времени провожу меньше, чем со снимками и моделями. Устаю тогда, когда на работе какой-то беспорядок, нерационально расходуется время.
— А как Вы живете вне работы? Как отдыхаете?
— Лучший отдых для меня — беговые лыжи, это страсть с самого детства. Катаюсь на трассах у “Атлета”. Ценю хороший инвентарь — как только появилась возможность, приобрел несколько пар лыж, парафины, утюжки. А все остальное время провожу с женой и сыном. Жену зовут Неждана, она по образованию биолог-эколог, работает на метеостанции. А сыну Олегу два года.
Вот уж у кого, а у Олега Иванова наверняка с зубами все в порядке! Потому что настоящий врач силу профилактики, даже доказанную результатами исследований, всегда изучит на собственном опыте.
Кстати, на двери кабинета ортодонта висит объявление — просят принести рисунки на тему “Стоматология глазами детей”. Это будет подарок поликлинике на день рождения, ведь в декабре ей исполняется 45 лет.