Я — советская женщина. В те времена, когда в магазинах невозможно было купить какао и сливочное масло, а за сметаной надо было ехать в Мончегорск или Полярные Зори, я пекла торты. Точно так же поступали и мои подруги, и коллеги — в магазинах пусто, а на столе (праздничном, естественно) сногсшибательное изобилие.
25 лет спустя
Все дефицитное, что удавалось достать — опять же масло, сахар, сахарную пудру, сгущенное молоко, разрыхлитель или настоящий шоколад (увы, было и такое, когда вместо шоколадок в магазинах продавали только соевые плитки), — мы прятали в укромные уголки холодильников и кухонных столов. Ждали праздников, чтобы испечь для семьи и для гостей что-нибудь вкусненькое.
Разве могли подумать мы, кулинары-любители, что придет время, когда в магазинах станут продавать ингредиенты для приготовления любых тортов, пирожных и печенья в домашних условиях?! Это во-первых, а во-вторых, что желание печь исчезнет. Зачем, если в любимой кондитерской или супермаркете можно купить и обыкновенные, и необыкновенные торты?
И вот 25 лет спустя я вновь взялась за приготовление выпечки. Это произошло после того, как я купила небольшой тортик под названием “Прага”, приготовленный фирмой “Невские берега”. Он был такой красивый… и такой невкусный! Где же прежний вкус, где аромат, где удовольствие от каждой съеденной крошки? Ну и состав у этого кондитерского изделия был соответствующий — много добавок, консервантов, заменителей и искусственных ароматизаторов. Из натурального — только мука и сахар.
Так что, взяла я с полки любимую книжечку “Кондитер на дому” 1960 года издания, нашла нужный рецепт и решила сравнить с теми, что предлагает Интернет. А там, как всегда, полный разнобой. И это неудивительно, ведь кондитер, он как писатель — хочет создать повесть, а получается целый роман. Вот и я хотела забабахать классическую “Прагу”, а получилась вариация на тему австрийского торта “Захер”. Впрочем, “Прага” и “Захер” — родные, в крайнем случае двоюродные сестра и брат.
При чем тут Прага?
Из Википедии. Распространено мнение, что оригинальный рецепт торта “Прага” происходит от одноименной столицы Чехии. Он был весьма трудоемок и недешев, так как включал в себя четыре вида сливочного крема, сделанных с применением коньяка и ликеров “Шартрез” и “Бенедиктин”, а коржи пропитывались ромом. Однако в рецептах чешской кухни нет такого торта. На самом же деле рецепт “Праги” придумал начальник кондитерского цеха московского ресторана “Прага” Владимир Михайлович Гуральник, который является автором более 30 оригинальных тортов и пирожных, в том числе торта “Птичье молоко”.
В самом начале своей кулинарной карьеры Гуральник, будучи подмастерьем в ресторане, обучался кондитерскому искусству у мастеров-кондитеров из Чехословакии, регулярно приезжавших для обмена опытом в Москву. В принципе “Прага” — вариация на тему венского торта “Захер”, в рецепте которого, однако, крем вообще отсутствует.
Во времена СССР торт не был запатентован по причине отсутствия практики выдачи патента на кулинарные рецепты, но был оформлен по ГОСТу и, таким образом, может быть приготовлен на любой кондитерской фабрике.
Торт “Прага” состоит из трех коржей, пропитанных кремом, и сверху поливается шоколадной помадкой. Коржи для торта выпекают из бисквитного теста с добавлением мягкого сливочного масла и какао-порошка. Крем состоит из сливочного масла, куриных желтков, какао и сгущенного молока. После пропитки торта в течение суток в холодильнике верхний корж и боковые поверхности смазывают абрикосовым конфитюром, покрывают глянцевой шоколадной помадкой и украшают кремом или шоколадной стружкой. Во многих рецептах шоколадную помадку из-за сложности в приготовлении заменяют на более простую шоколадную глазурь.
И ром, и водка
Для приготовления коржа я использовала два стакана муки, 12 куриных яиц, 200 граммов сливочного масла, стакан сахара, плитку горького шоколада и 400 граммов шоколада от киндер-сюрпризов (внучку интересуют только игрушки, а оболочку от шоколадных яиц я складирую в морозилке, в специальном контейнере).
В тестомешалке взбила масло с сахаром, добавила растопленный на водяной бане шоколад, муку. Потом добавила 12 желтков, по одному. А уж потом, в самом конце, добавила взбитые в крутую пену 12 белков.
Корж выпекала 45 минут при температуре 180 градусов. Пекла впервые в силиконовой форме — понравилось.
Пока корж был в духовке, я приготовила крем: банку сгущенного молока взбила в миксере с пачкой сливочного масла и 300 граммами шоколада от киндер-сюрпризов. Для остроты добавила 30 граммов водки, из чего понятно, что детям и водителям этот торт противопоказан. На взбивание крема ушло пять минут. На мытье грязной посуды, оставшейся после приготовления теста, а также протирание стола и пола — 30 минут!
После того, как корж остыл, я разрезала его на две части, каждую пропитала ромовым сиропом (на 100 граммов воды — 75 граммов сахара и 50 граммов темного рома).
Затем смазала коржи кремом, на верхушку положила слой абрикосового джема, а на него слой растопленного шоколада. А потом все посыпала миндальной крошкой и еще добавила немного шоколадной стружки.
На ночь я поставила торт в холодильник, а утром решила его взвесить. Получилось два килограмма! Ну так в нем одного шоколада чуть ли не килограмм. Понятное дело, мой торт оказался недешевым. И за эти деньги, что я в него вложила, можно 10 магазинных тортов купить. Но это же две большие разницы!
Торт мы ели в редакции. Судя по тому, что он исчез за 20 минут, я “убивалась” на кухне не зря. Но некоторые недостатки в моем торте все же были. Во-первых, очень сладкий — сахара можно вдвое меньше добавлять. Во-вторых, бисквит тяжеловат — муки слишком много, хватило бы и одного стакана. И в-третьих, шоколад от киндер-сюрприза имеет специфический привкус, лучше его в кулинарии не использовать.
Буду ли я еще печь торты в ближайшее время? Вряд ли. Интерес уже не тот, что в молодости. Теперь я хочу приготовить домашнюю лапшу. Вдруг вкусно получится?