Центр города осенью выглядит уютно: яркие деревья, анютины глазки на клумбах, ухоженный парк вокруг памятника погибшим на войне, привычный Ленин у здания администрации…
И только кинотеатр “Полярный” режет глаз.
Стандартный договор
Здание не новое, но еще сохраняет привлекательность за счет нестандартной формы. Однако на контрасте с окружающей его красотой кинотеатр смотрится неважно: осыпавшаяся штукатурка фасада, облупившаяся вывеска. Особенно нелепо выглядит изношенное крыльцо с прорастающей между ступенями травой — сельский клуб, да и только!
На вопрос “Нельзя ли как-то повлиять на арендаторов, чтобы привели здание в порядок?” глава администрации Николай Бова ответил резко, но доходчиво.
— Здание несколько лет назад отдано в долгосрочную аренду. Договор составлен бездарно и не предполагает никаких рычагов воздействия.
“Полярный” отдали в аренду в 2005 году на 25 лет в пользование ООО “Хибины-Кола”. В начале 2006 года здесь отремонтировали частично кровлю и фасад, открыли безалкогольное кафе — это было условием аренды. Затем приключилась интересная история: прокуратура опротестовала договор аренды — нашла в нем нарушения. договор расторгли. И, чтобы сохранить возможность арендовать кинотеатр, организация реорганизовалась, и одна ее часть — ООО “Хибины-фильм” — вновь заключила договор.
— Договор стандартный, — пояснил председатель комитета по управлению имуществом администрации Олег Савшак, — и в нем есть пункт, где говорится, что арендатор несет ответственность за текущий ремонт эксплуатируемого объекта.
То есть получается, что собственник (город) все-таки может потребовать от арендатора, чтобы тот следил за внешним видом здания. Другое дело, как организовать этот процесс — путем договоренностей, требований или сотрудничества.
Судебный стиль
У “Полярного”, как оказалось, споры с администрацией затяжные, и общаются они через суд.
— У нас много проблем со зданием, — говорит директор кинотеатра Михаил Чехлов, — ведь оно построено в 1968 году, и с тех пор капремонта здесь не было. Разумеется, мы вынуждены вкладываться. Сети старые — нам пришлось за свой счет прокладывать два новых электрокабеля, менять трубы холодного водоснабжения. Мы сделали эти работы за свой счет, а когда обратились к собственнику здания с предложением засчитать эти деньги в арендную плату, получили отказ. И уже третий год находимся в состоянии судебных тяжб с администрацией.
Как пояснил Михаил, есть трудности и с кадрами. Например, найти ответственного и непьющего дворника — проблема. Поэтому и ступени от травы регулярно очищать не получается. А уж о ремонте лестницы и речи нет — он в самых далеких планах. В ближайшее время в “Полярном” собираются менять все остекление и входные двери, закончат ремонт козырька и займутся освещением — эти работы обойдутся в миллион рублей. Кроме того, помещения кинотеатра периодически страдают от вандализма — посетители то и дело крушат бачки и унитазы в туалете. Здесь уже несколько раз пришлось делать ремонты.
Понятно, что даже косметические работы в обслуживании здания — большая нагрузка для арендаторов.
Однако, что касается “Полярного”, как пояснили в комитете по управлению имуществом, то здесь совесть муниципалитета чиста — арендаторы с 2009 года пользуются льготой, арендная плата у них в два раза меньше той, что в договоре. И эта экономия вполне могла бы быть использована на благо фасада.
Тогда не очень понятно, почему “Полярный” так плохо выглядит и почему городским властям до этого дела нет.
Исправить и доложить
С одним из методов взаимодействия с арендодателем редакция нашей газеты знакома — мы тоже арендуем здание у муниципалитета. Досталось оно нам не в лучшем виде, здесь даже дверей не было. За несколько лет мы привели его в порядок.
А город как сдал свое здание, так и забыл про него. Вспомнил только прошлой весной, когда в администрацию пришла жалоба от жительницы соседнего дома. Она сетовала на то, что их дети ходят гулять на территорию редакции и подвергаются опасности, играя на лестнице запасного выхода с торца здания — на ней не хватает перил… Жалобщица требовала принять меры — сделать новые ограждения.
Письмо с требованием принять меры и устранить недостатки администрация прислала нам по электронной почте. Пока искали деньги и подрядчика (вообще-то этот запасной выход у нас не эксплуатируется), подключилась прокуратура — оказывается, мы не ответили администрации на запрос и не отчитались в течение месяца! Пока шли эти разборки, лестница и перила уже стояли новые, хотя работы эти — не копеечные. Вот такой рычаг воздействия…
Возможно, напиши кто-нибудь жалобу в администрацию, что упал, споткнувшись о траву между ступенями “Полярного”, и повредил ногу, арендаторам кинотеатра тоже послали бы письмо с требованием починить крыльцо. И завязалась бы переписка в стиле “сотрудничества”…
Может, городу стоит выбрать другой стиль общения с арендаторами, пользы будет больше. Ведь собственник тоже должен нести ответственность за свое имущество, а не только выгоду извлекать.