На прошлой неделе объединение шестой школы с гимназией, кажется, обсуждали все, даже те, кто к учебным заведениям не имеет никакого отношения. А в пятницу вечером тема резко изменилась.
Во главе угла — люди
Напомню, идея очередной оптимизации, а именно так многие назвали идею объединить две школы, взбудоражила город на прошлой неделе. К главе администрации с вопросами пришли школьники, а в самих школах начали проводить разъяснительные собрания с родителями и педагогами. Хотя к тому моменту постановление о создании комиссии “по оценке последствий принятия решения о реорганизации муниципальных общеобразовательных организаций” было уже неделю как подписано главой администрации и даже один раз изменено — в него внесли дополнения. То, что решение приняли “закулисно”, кажется, возмутило больше всего, и не только жителей города.
Вот что сказала Марина Ковтун, губернатор области, Николаю Бове, главе администрации, во время видеоконференции с главами муниципалитетов:
— Привлекайте общественность на первом этапе, на этапе замысла, чтобы они шли с вами в ногу. Если вы убедительны, то сможете убедить любого.
А тем временем депутаты городского Совета, многие из которых об объединении узнали, как и все горожане, постфактум, рвались в бой. На 9 апреля было назначено внеочередное заседание самой многочисленной постоянной депутатской комиссии по образованию, культуре, спорту, социальной политике и здравоохранению. Но внезапно ситуация изменилась коренным образом: в пятницу, 6 апреля, глава администрации подписал новое постановление по поводу школ.
Экстренно не собрались
Новым постановлением он отменил предыдущее — о создании комиссии по оценке последствий объединения. Как указано в документе, сделано это “в целях сохранения в педагогических и ученических коллективах нормальной морально-психологической обстановки, создания условий для успешного завершения учебного года, с учетом проведенных встреч с коллективами педагогов и обучающихся, мнения родителей, выраженных в многочисленных обращениях”.
Кроме того, в этом же постановлении Николай Бова дал указание директорам обеих школ до 25 августа представить Марине Титовой, начальнику Управления образования, программы развития образовательных организаций как самостоятельных учреждений.
В понедельник Сергей Губкин, председатель депутатской комиссии, занимающейся в числе прочего вопросами образования, отменил внеочередное заседание.
— Мы хотели собраться, обсудить происходящее, разработать рекомендации и направить их в комиссию по оценке последствий принятия решения о реорганизации школ. Успеть это сделать надо было до ее заседания, поэтому и назначили наше, экстренное, — говорит Сергей Анатольевич. — Но раз комиссию расформировали, то проводить заседание сейчас, когда не у всех коллег улеглись эмоции, смысла я не вижу. Мы обязательно соберемся, но чуть позже: проанализируем произошедшее, сформируем свое мнение и вопросы, которые направим в администрацию. Надеюсь, ответы услышим на ближайшей сессии.
Избранники говорят
Сформированное комиссионное мнение депутатов — это, конечно, хорошо, но нам показалось, каждый из депутатов имеет право высказать собственное, тем более избиратели позицией своих представителей интересуются. Мы предложили высказаться всем. Согласились пятеро.
Депутат Виктор Снегов:
— Однозначно считаю, что на данный момент объединять школы нельзя. Необходимо согласовывать такие решения с жителями нашего города: родителями, учащимися и, конечно педагогами, судьба которых связана с обеими школами. Демография — неумолимая вещь, количество жителей уменьшается с каждым годом. Надо быть честными с людьми, а не прикрываться высокопарными обещаниями о создании развивающего центра.
Депутат Сергей Бурсов:
— После того, что я прочитал в постановлении, первый вывод, который я сделал — это то, что проигранное сражение не означает проигранной войны в целом.
Почему не была завершена работа комиссии, которая окончательно поставила бы обоснованную точку в этом вопросе? Не были предоставлены и экономические расчеты, которые возникли бы после оптимизации.
В преамбуле постановления вопрос поставлен таким образом, что оптимизация не закрыта полностью, а отложена для того, чтобы не создавать напряжения в обществе и дать возможность доучиться тем ученикам, которые своей грудью отстояли свое право на обучение.
Директоров школ обязали предоставить конкретно обоснованный план работы. Возникает вопрос: а что, сегодня наши учебные заведения такого плана не имеют? Почему от других школ не требуют того же самого?
Депутат Михаил Петровский:
— Про объединение школ можно было бы предметно разговаривать, если бы “комиссия” не прекратила свое существование, а изучила все стороны этого вопроса. Я сторонник того, чтобы такие вопросы решались мягко, исходя в первую очередь из интересов учителей и школьников. Сейчас мы ничего не можем сказать, было бы во благо это объединение или во вред. Может, вредно как раз то, что это объединение и не состоится. Может быть, потом, в будущем, те, кто кричал “против”, будут кричать по-другому — я такую возможность не исключаю. Все варианты нужно изучать и создавать модели развития школ (всех школ города), а только затем выносить решения!
Рано или поздно к проблеме слияния либо закрытия школ, необязательно этих, придется возвращаться. Уверен, необходима группа, которая бы занималась изучением проблемы развития образования в городе.
Тут стоит напомнить, что Михаил Николаевич — один из тех депутатов, которых включили в комиссию по оценке принимаемых решений по реорганизации. Так же, как и Елена Ахтулова.
— Ситуация в городе такова, что рано или поздно мы вернемся к вопросу объединения или иной формы реорганизации школ, — говорит Елена Михайловна. — Это не злая воля кого-то из администрации или Управления образования, это вызвано старением города, у нас рождается все меньше малышей. Я думаю, вопрос объединения школ возник в том числе из-за того, что в них подушевое финансирование. Но принимать “пожарные” решения нельзя, не стоит срочно кого-то с кем-то объединять, вызывая тем самым негативную реакцию жителей и отторжение, прежде всего педагогических коллективов. Подобную ситуацию надо прогнозировать наперед и начинать работу за два-три года до предполагаемых изменений. Для начала надо выбирать модели, которые интересны школе, надо сделать так, чтобы педагоги сами поняли: школа, в которой 200 учеников, существовать не сможет.
В конкретном случае — объединения школ №1 и №6 — я не увидела положительных моментов. Идею категорически не приняли ни педагоги, ни ученики, а если ее не принимают, то какая бы она хорошая ни была — она провальная. Мне кажется, что эта идея не была до конца продумана. А в будущем, как бы это ни было неприятно осознавать, нам всем надо быть готовыми к принятию подобных решений. И я уверена, для того, чтобы выработать оптимальные решения по таким вопросам, городу необходимо создать постоянно действующую комиссию, в которую войдут представители администрации и Управления образования, педагоги, представители общественности и депутаты. Сейчас люди просто психологически были не готовы к такому резкому и быстрому решению.
Кроме того, Елена Ахтулова утверждает, что, будучи членом комиссии, она бы голосовала против объединения.
Особый город
По словам депутата Павла Чуфырева, за последние две недели он получил огромное количество обращений, причем не только от избирателей восьмого округа (это как раз жители района обеих школ). И все против объединения школ. Чтобы разобраться в ситуации, депутат пошел на собрания родителей и педагогов шестой школы.
— Очень многие факты, которые приводили люди как аргументы “против”, подтвердились, — говорит Павел Чуфырев. — Так как было сделано, великие дела не делаются. Положа руку на сердце, могу сказать — да, численность населения падает, и однажды всем нам все же придется решать проблему наполняемости школ города. Но сейчас такой острой необходимости в объединении я не увидел. Школы достаточно укомплектованы, и при грамотном распределении потоков учеников шестая школа может быть заполнена целиком. Но для этого нужно серьезно работать.
А самое главное, никто не говорит о том, что только первая и шестая школы сейчас под ударом, ситуация может сложиться так, что любая школа города окажется на этом месте. Чтобы власти города в глазах жителей были адекватными, надо тщательно прорабатывать такие вопросы. Перед тем, как заявлять о возможной реорганизации, надо было разработать дорожную карту, в которой были бы указаны различные показатели, критерии, а главное, результаты, которые планируют достичь. Потом обсудить ее с депутатским корпусом, специалистами и только после этого представлять на суд педагогов и родителей. Это и есть планомерное проведение реформ.
Ничего подобного не сделано. И самое ужасное, что начали еще и придумывать что-то “с колес”, что и вызвало недопонимание у жителей города. Людям нужны конкретные планы, цифры, результаты, и юлить не надо, надо обо всем говорить честно, тогда бы люди поняли. И не стоит забывать, что так, наскоком, именно в Апатитах дела не делаются. У нас интеллектуальный город, поэтому разговаривать с жителями надо на достойном уровне, раскрывая все карты.