Пора тревожных дней

Боязнь себя и новой жизни

Подростковый возраст — период становления “Я-концепции”. В этом возрасте формируется отношение к себе, своему “Я” и окружающим. Часто неправильно сформированная “Я-концепция” приводит к искаженным отношениям подростка к окружающим его людям. В этом возрасте человек начинает осознавать себя как личность и как член общества.
Именно в подростковый период, с 10 до 16 лет, происходит переход от детства к взрослой жизни. Пожалуй, это самая большая перестройка, которую испытывает организм человека в процессе жизни.
Работа в службе сопровождения c подростками из детского дома и замещающих семей показала, что повышенная тревожность у подростков — одна из часто встречающихся проблем.
Что такое тревожность? Это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Тревожность подростка проявляется в том, что он имеет неадекватную самооценку, заниженную или завышенную, а часто — противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, что приводит к негативному поведению, к личностным изменениям (представление о себе, отношение к себе, образа “Я”), снижению интереса к учебе. Ему свойственны неуверенность, боязливость. Появляются страхи — непременный спутник тревожности.
Тревожность у подростков из детского дома и замещающих семей возникает прежде всего из-за недостатка внимания, любви, тепла, заботы. Также ее вызывают психологические травмы разлуки с семьей, повышенная тревожность родителей-воспитателей, сверхконтроль, завышенные требования со стороны родителей-воспитателей и педагогов, не учитывающих индивидуальных и возрастных особенностей подростка. Свою роль в развитии тревожности играет сексуальное развитие подростков и конфликты со сверстниками.
Чтобы снизить тревожность, необходимо и родителям-воспитателям, и педагогам поддерживать подростков. Они нуждаются в поддержке не только когда им плохо, но и тогда, когда хорошо.
Взрослые, пожалуйста, помогая ребенку, учитывайте, какие силы в школе, в семье, в более широком его окружении способны привести к разочарованию в самом себе!

Подсказки психолога

Опыт нашей работы, возможно, будет полезен тем родителям, у кого есть дети-подростки. Предлагаю вам несколько рекомендаций.

  • Ни в коем случае нельзя манипулировать детьми, перетягивать их, как канат, то в одну, то в другую сторону. Ни родители, ни учителя не должны подрывать авторитет друг друга.
  • Прежде, чем настаивать на чем-нибудь, внимательно присмотритесь к ребенку: вы наверняка увидите то, что ему по-настоящему интересно, откликнитесь на его первые попытки найти что-то для души. Вы избавите его от тревожной необходимости сочетать то, что нравится вам (но безразлично или неприятно ему), с тем, что влечет самого ребенка.
  • Необходимо доверять ребенку. Человек, живущий среди тех, кто ему доверяет, спокоен, уверен, умеет оценить себя по достоинству. Недоверие порождает неуверенность, внутреннюю борьбу, тревогу.
  • Эмоциональное благополучие детей зависит также от безусловного принятия родителями. Ни отметки, ни достижения детей не должны рассматриваться как основная ценность. Ребенок должен знать: он хороший, любимый и будет таким всегда.
  • Мы должны доверять выбору детей. С кем они дружат, куда ходят — это их личное дело. Очень важно, чтобы подросток сохранил искренние и глубокие контакты с кем-то из взрослых, но не для контроля, а для своевременной помощи, не для вмешательства в дела ребенка, а для эмоциональной поддержки.
  • Умейте распознавать проявления его тревоги так, чтобы не ругать за то, за что нужно пожалеть, не требовать того, что ребенок не в состоянии выполнить.
  • Повышайте самооценку ребенка. Помогайте ему находить ситуации, в которых он — один из лучших, хвалите как можно чаще, не скупитесь на проявления любви и нежности.
  • Самыми неприятными проявлениями тревожности являются агрессивность и апатия. Ни в коем случае нельзя отвечать на агрессию агрессией! Апатия и безразличие — чаще всего следствие завышенных или непоследовательных требований. Ни в коем случае не пытайтесь расшевелить ребенка насмешками или пинками, укорами и фальшивыми посылами.

Уважаемые родители, родители-воспитатели! Будьте добрее, снисходительнее, больше доверяйте своим детям.

Ольга Кашликова, педагог-психолог службы сопровождения “Перекресток” Апатитского детского дома.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *