Молчали долго
В школе, на уроках краеведения, учителя нам рассказывали о настоящих коммунистах, кто в 30-е годы по велению сердца приехал сюда и разбудил этот край, покорил Хибины. А слово “ссыльные” лично у меня ассоциировалось только с декабристами и большевиками до революции. Конечно, можно уверенно сказать: да, сюда действительно приезжали по направлению партии или просто за лучшей долей люди со всей страны. О том же, что строили будущий Кировск вообще-то ссыльные, долгие годы стыдливо умалчивали…
Сегодня всем уже известно, насколько трагичной и мрачной была история этого города в самом начале, какой страшной ценой строилось горное производство. И тем не менее воспоминания очевидцев тех лет вызывают оторопь. Как вообще могли существовать люди в таких адских условиях — жить, работать, строить, растить детей и во что-то верить? Семьи, согнанные с родных мест, привезенные, как скот, в вагонах вповалку, брошенные в палатки и шалманы, умирающие от болезней, вечно голодные и абсолютно бесправные… Это о них, о спецпереселенцах и раскулаченных “врагах народа”…
Страшная правда
Первая крупная партия переселенцев, около пятнадцати тысяч человек, прибыла в будущий Хибиногорск в июне 1931 года. А через три года ссыльные составляли более семидесяти процентов всего населения. Вот несколько отрывков из воспоминаний кировчан, привезенных сюда в те годы:
- “Сошли на станции Белая, дальше довольно долго шли пешком. Километров через пятнадцать показались палатки. Кругом — горы, пейзаж непривычный. Видим — колючая проволока, вышки, бараки. Чуть в стороне — еще три. В самом маленьком оказалось 250 человек, в остальных — до 600. На воротах надпись — УСЛОН. Вот так 1 сентября 1930 года я прибыла в Хибиногорск…”
- “Мою мать с пятью детьми выслали в 1931 году в спецпоселок Хибиногорск, 18-й километр. Везли в товарных вагонах, которые не открывали по пути. На месте пришлось жить в палатке, в ней же жили еще 60 человек. Сплошные нары, на которых и сидели,
и спали, и ели. Зимой волосы примерзали к нарам, а во время дождя палатки текли. После работы взрослые поселенцы строили деревянные бараки, так что к следующей зиме мы получили комнату двенадцать метров на две семьи…” - “В палатке на 21-м километре на одного человека приходилось не более полуметра. Каждая семья разделялась друг от друга доской. В эту зиму свирепствовали корь
и тиф, и дети пережить это в палатках не могли, в живых остались единицы. Нам выдавали карточки на скудный паек и талон в столовую, где давали суп, кашу и чай…” - “В шалмане спали все вместе — взрослые, дети, старики, готовили на времянках,
да и готовить-то было нечего. Нам разрешили привезти два мешка ржаной муки,
но пошли грунтовые воды, и мука заплесневела. И готовить из нее можно было только болтушку. Чая не было, грели воду, спасала черника. Было невероятно трудно…” - “Жить в шалманах было лучше, это дерево, обтянутое толем. А палатки — материя, маленькие окошечки продувались насквозь. Пожитки держали под нарами, и никакого воровства не было — честность беспредельная…”
- “Папа был хлебопашцем, но пришли, забрали. Через два месяца и нам велели собираться, а у нас даже валенок не было…”
- “Я помню, как с дедушки сняли валенки, у мамы — платок с головы, а у нас, детей, вырвали куклу из рук и бросили в кучу посреди комнаты. За что так обидели бедного дедушку, который день работал в поле и ночью людям лапти плел? И умер в нищете в Кировске в 1946 году…”
- “В день на мою детскую карточку давали булочку размером с гусиное яйцо. Голод, холод и вши преследовали постоянно. Взрослые ходили в комендатуру отмечаться, выезжать было нельзя…”
В память потомкам…
30 октября в нашей стране отмечают День памяти жертв политических репрессий. В Кировске, на 16-м километре, установлен деревянный крест. Сюда приходят потомки тех людей, кого выслали в Хибины в 30-е годы. Здесь зажигают свечи, многие плачут и вспоминают родных. А еще говорят о том, что забывать о тех, кто строил Кировск, кто пережил голод, отчаяние и смерть близких, нельзя. Что это часть нашей истории и ее надо сохранить. В память о спецпереселенцах, первостроителях Кировска в этом году заложили камень, где поставят памятник. По словам представителей Хибинского общества “Мемориал”, место для будущего памятника на улице Кондрикова выбрано потому, что именно здесь, на так называемом “двадцатом километре”, появились когда-то первые бараки Хибиногорска…
подпись под снимками какая-то кривая. и нет авторов. а вышку снимала, рискуя своей молодой жизнью, диана дудорева.
Чтоб комуняк на том свете черти жарили!
Александр,а что с Единоросами.Их куда?
Все, что тут написано,правда.Сейчас в «Мемориале» собираются уже дети (тоже со статусом «репрессированные») тех первопроходцев, кто пережил весь ужас 30-х годов. Ничего не забыто. И тем больнее нас унижает современная власть.И действует эта власть просто изуверски. На все наши жалобы и письма либо не отвечает,либо присылают отписки.Ждут,видимо, когда же мы все сдохнем. Из народного эпоса :
Городок наш — палуба, огоньки мелькают,
А дорожки-тропочки весело бегут,
Только городок мой тихо умирает-кто-то уже выехал, а остальные мрут.
Ну, как же здесь не вспомнить, как все начиналось
И как товарищ Сталин согнал сюда народ.
Проблема апатита моей страны решалась, а судьбы поселенцев всегда были не в счет
И город был построен,гигант в Хибинах создан,
Проблема апатита давно уж решена,о судьбах поселенцев давным-давно забыли.
Погосты только помнят, какой цена была и т.д.