Что это за индекс?

18-5-1Сейчас власти различного уровня все чаще говорят об индексе самоизоляции. Некоторые даже ссылаются на него, объясняя ужесточение ограничительных мер, мол, плохо самоизоляцию народ соблюдает, вот и приходится еще больше его ограничивать. А что же это за индекс такой?
Объявленная Всемирной организацией здравоохранения пандемия принесла в нашу жизнь не только проблемы, но и новые понятия. Сначала народ узнал о самоизоляции и до сих пор обсуждает, что это за зверь такой. Потом появился еще более интересный термин — “индекс самоизоляции”, и даже его карта, причем мировая. Тут многие призадумались — неужто нас по телефонам отслеживают? И начали отключать в аппаратах геолокацию. А некоторые, глядя на тот самый индекс, а потом и в окно, частенько удивлялись несоответствию цифры и реальности. Так насколько же этот индекс точный и стоит ли ему верить?
Индекс самоизоляции — это показатель городской активности, то есть отображает нахождение жителей вне дома. Он — дело рук специалистов поисковой системы и интернет-портала Яндекс. Именно там придумали считать балл, который показывает уровень самоизоляции в разных городах.

“Для этого мы сравниваем уровень городской активности сейчас и в обычный день до эпидемии. Если он такой же, как в час пик обычного буднего дня — значит, уровень самоизоляции низкий, 0 баллов, и это плохо. Если в городе тихо, как ночью, — это 5 баллов. Чем выше балл, тем сложнее вирусу распространяться”, — пишут на самом Яндексе.

Ну а раз это придумка одного сервиса, то и определяет он этот индекс исключительно по своим данным, а точнее, по данным различных приложений Яндекса. Как указано в пресс-релизе компании, “для расчета индекса используются обезличенные данные об использовании приложений Яндекса”.
А приложений в Яндексе великое множество — от браузеров и почты до платформы для блогеров. Логика расчета индекса такова — если приложения используют часто и много, значит, люди сидят дома.

Проект “Индекс самоизоляции” запустили 30 марта, и тогда там публиковались данные по городам-миллионникам. Тогда же пресс-служба сервиса заявила, что статистика использования приложений Яндекса показала, что “в Навигаторе строится меньше маршрутов, то есть люди стали реже ездить в офис и по делам. Значительно больше времени они стали проводить в Яндекс.Эфире, Дзене и на Кинопоиске, а приложение Яндекс.Метро, наоборот, почти перестали использовать”. Потом индекс стали рассчитывать и для более мелких городов, теперь на карте проекта нет только что поселков и деревень.

Насколько достоверен этот индекс? Скорее всего, не очень, потому что кроме Яндекса есть и другие поисковые системы и их приложения. И есть люди, которые пользуются ими, а не Яндексом. Более того, есть и те, кто вовсе не пользуется интернетом, к примеру, многие наши пожилые люди. При этом никто не мешает человеку, находящемуся на улице, читать тот же Дзен или искать фильм на вечер в Кинопоиске. Так что получается, те, кто не пользуется сервисом, дома как бы не сидят, а те, кто делает это на улице, наоборот.

В общем, индекс самоизоляции — это больше эфемерное понятие, чем объективные данные. И, кстати, судя по карте, в Апатитах он был самый высокий в докоронавирусные времена, то есть, когда люди на работу ходили.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *