Я стою на сцене актового зала Кандалакшского дома-интерната для престарелых и инвалидов, на мне — алая лента, на которой золотыми буквами написано “Мисс Милосердие”.
Актовый зал полон — сегодня здесь проходит вечер, посвященный Всемирному дню социальной работы. Со сцены я вижу сидящих в зале сотрудников и проживающих дома-интерната. Многих проживающих, сидящих в зале, я обслуживаю. Но многих здесь нет, потому что они не могут прийти — не позволяет здоровье, но я помню каждого, знаю желания каждого из них. Все они стали мне близкими, родными людьми, я всех их люблю, но с особой теплотой, особым внутренним чувством я обслуживаю Ольгу Ивановну Олейник.
Почему так, сама не могу ответить на этот вопрос. Эта женщина поступила в дом-интернат 3 ноября 2009 года, у нее не было обеих ног. Как я узнала позже, их ампутировали в 2007-08 годах. Ампутированы они по самый пах…
Ольга Ивановна сидела в коляске очень гордо, независимо. Весь внешний вид ее говорил о том, что это очень сильный и волевой человек, роком судьбы ставший инвалидом I группы. Она, как мне казалось, с большим недоверием отнеслась ко мне. Я решила, что буду общаться с ней как можно чаще, чтобы понять ее внутренний мир, чтобы быть ей не только помощником, но и близким человеком.
Из разговоров с ней я узнала, что гордость и воля действительно были ею выработаны в далекие шестидесятые, когда она была курсантом авиаполка “Орленок”. В 1968 году она, сотрудница “Донецктяжстроя”, стала курсантом авиаполка “Орленок”, почетным командиром которого был летчик-космонавт СССР Г.Т. Береговой. Курсанты этого полка прыгали с парашютом — у Ольги Ивановны 39 прыжков. Курсантов учили управлять легкими самолетами, закаляли в них смелость и отвагу. Они были патриотами своей Родины.
В 1968 году Г.Т. Береговой пригласил “орлят” к себе в Звездный городок. Об этом событии в газете “Комсомолец Донбасса” была опубликована большая статья “Здравствуй, Звездный городок”. Узнав все это, я прониклась огромным желанием вернуть эту женщину к активной и полноценной жизни.
Шло время. Несмотря на мои усилия, Ольга Ивановна оставалась, как и прежде, настороженной, иногда “колючей”. Редко на ее лице можно было увидеть улыбку, в глазах — бесконечная тоска. Я поняла, что одной мне отогреть сердце этой женщины будет непросто. Я попросила помочь мне нашего психолога Ольгу Владимировну Кукук. Она откликнулась, и мы вдвоем стали думать о том, каким же образом можно изменить душевное состояние Ольги Ивановны.
Совместными усилиями мы достигли результата — Ольга Ивановна “оттаяла”. Изменила отношение к своему внешнему виду, и чем внимательнее она к себе относилась, тем лучше становилось ее эмоциональное состояние. Уже было не так больно осознавать, что она никогда больше не встанет с кресла-коляски и что жизнь вопреки всему не закончена, она продолжается. Ольга Ивановна превратилась в красивую и очень яркую женщину, с удовольствием покупает себе наряды (серые, невзрачные футболки ушли в прошлое).
Обнаружилось и еще одно ее увлечение — любовь к домашним цветам. С нашей помощью в ее комнате создана мини-оранжерея. Она с большим удовольствием ухаживает за своими цветами и очень ими гордится. Сейчас она, как мне кажется, с большим чувством гордости говорит о том, что нашла свой дом и очень родных ей людей. Радость переполняет и мое сердце. Теперь я отлично понимаю, что такое социальный работник. И ради счастья своих подопечных стоит жить и работать.
Узнав, что я пишу письмо в газету Апатитов, где Ольга Ивановна прожила столько лет, она обратилась ко мне с просьбой передать слова благодарности людям, которые помогли ей в трудную минуту и не оставили наедине с проблемами. Два года Ольга Ивановна провела в ОСУ Апатитов и выражает огромную благодарность сотрудникам этого учреждения. Искренние слова признательности за помощь и поддержку Ольга Ивановна адресует бывшим своим соседям Кларе Михайловне Журавлевой и ее мужу Анатолию Михайловичу.
Наталья Павловна Ильина, социальный работник Кандалакшского дома-интерната для престарелых и инвалидов.