Телки на выезде

Апатиты. Русских коров могут улучшить американские. Были бы деньги

Маленькие коровы, как маленькие дети - всегда тянутся к “маме”. Екатерина Бугаенко и ее подопечные.

Если смотреть издалека — кажется, что это огромная стая собак породы долматинец несется куда-то: черно-белые пятна пестрят среди зеленой травки. Но это были не собаки, а телята-холмогорцы из “Индустрии” — их вывезли в “летний лагерь”, на пастбище.

Оздоровление

В “Индустрии”, оказывается, всех телочек старше шести месяцев в начале лета отправляют на вольные хлеба — грузят в специальные телеги и везут на Третью ферму. Их, конечно, подкармливают и обычным способом, но большую часть времени в “летнем лагере” они все-таки проводят на пастбище. Оздоравливаются, так сказать, перед взрослой жизнью.

— В этом году рано вывезли, в первых числах июня, — рассказывает Екатерина Бугаенко, главный зоотехник “Индустрии”. — Здесь они проведут все время до сентября. Мы их называем “ремонтные телки”, потому что после первого отела они вольются в основное стадо вместо старых коров.

А пока телки не получили звания “корова”, жизнь их легка и беззаботна — жуй себе травку целый день да на пастухов поглядывай. Пастухов четверо: Виктор, Анатолий, Костя и Дуся. При помощи кнутов и “волшебных слов” они управляют движением стада (190 голов) по пастбищу. Кнуты нужны для того, чтобы издавать громкий звук — животные уже привыкли к нему и знают, что лучше в эту сторону не ходить. А слова и фразы, которые пастухи используют, телки тоже воспринимают как сигналы. “Доча, доча!” — это призыв и поощрение, а вот “Я вам!” — это уже предостережение. Говорят, что со временем в стаде обязательно появится лидер, на которого телки будут ориентироваться — обычно это одно из старших по возрасту животных.

А пока лидера нет, пастухам приходится иногда побегать за “ремонтными телками”. По пути с одного поля на другое они носятся как угорелые и взбрыкивают. Дети!

Доча, доча!

Зоотехника Катю телочки встретили как родную — те, что помладше, тут же полезли целоваться. Еще бы — они знакомы с самого их рождения. Катя по должности знает о своих коровках все — что едят, как растут.

Мы вместе с Катей учились на курсах вождения, и однажды преподаватель в качестве примера дорожной ситуации вспомнил, как пытался объехать стадо коров на трассе. Дескать, пока он не начал использовать забористый мат, коровы не реагировали на сигнал автомобиля. Его слова, что в таких случаях помогает только привычная животным лексика, вызвали улыбки у всех, кроме Кати. Она встала и возмутилась: как можно так о коровах? Они прекрасно понимают и простую речь!

Я тогда удивилась, а узнав Екатерину поближе, поняла — она просто очень любит свою работу. Поэтому и расстраивается, когда сравнивает ситуацию в животноводстве у нас в стране и в других странах. Такая возможность у зоотехника есть — иногда она бывает в подобных хозяйствах за границей. Была в Израиле и Франции, а недавно вернулась из Америки — со множеством впечатлений и сожалений.

Неделя в Америке прошла насыщенно — в разъездах. Точнее, в перелетах. За это время Катя и трое специалистов из Туломы побывали в двух штатах и почти десятке городов: в Калифорнии смотрели молочные породы, в Монтане — мясные.

Организатор поездки — крупнейшая фирма-поставщик семенного материала World-Wide Sires. Их услугами “Индустрия” хотела бы воспользоваться — купить семя и пополнить свое стадо (холмогоры, улучшенные голштинами) новой продуктивной породой. Фирма поставляет сексированное семя — разделенное по полу (рождаются только телочки). Продукция недешевая, так что пока идут переговоры.

— Животноводческие фермы в Америке объединены в одну ассоциацию — от самых маленьких до крупных, — рассказала Катя. — Так что им не нужно содержать узких специалистов и заниматься финансовыми расчетами, сбытом — это делает ассоциация.

Есть сходство с тем, как мы работаем, но есть и отличия. Например, в кормах — у них принято кормить молочные породы миндалем, это улучшает качество молока. Американцы большое значение придают количеству белка в молоке.

Ручного труда на фермах почти нет. В хозяйстве на пять тысяч голов могут работать человек пять. Все автоматизировано — нам далеко до такого уровня. Кроме того, животноводство в Америке  поддерживает государство — оно возвращает 70 процентов стоимости затрат на производство.

“Устойчивость”

Наше государство тоже поддерживает сельское хозяйство, правда, своими способами. Нацпроект и госпрограмма развития АПК призваны ускорить процесс восстановления жизнеспособности предприятий сельского хозяйства. В основном при помощи субсидирования кредитов, которые берут производители на свои нужды.

Елена Скрынник, министр сельского хозяйства РФ, в своих интервью не раз подчеркивала, что “сельское хозяйство России демонстрировало в 2009 году, как минимум, устойчивость”. На реализацию госпрограммы, по ее словам, в 2010 году собирались направить 107,6 миллиарда рублей, а на поддержку экономически значимых региональных программ, направленных на увеличение производства молока, — 3 миллиарда 400 миллионов рублей.

Концепцию развития, которую приняли в Мурманской области, министр, видимо, посчитала значимой и одобрила. И если ее реализовать, то это обеспечит развитие и организационно-технологическое перевооружение отрасли. Даже результаты просчитали — к 2015 году ожидается рост объемов производства продукции сельского хозяйства в 2,7 раза, мяса скота и птицы — в 2,9 раза.

Вроде бы и в “Индустрии” все устойчиво, и рост есть, и желание развиваться. Оборудование меняют на новое, более современное. Но до совершенства еще очень далеко. А на кредиты, которые хозяйство может себе позволить, особенно не разгуляешься. И странно, что при таком желании государства поддержать и развить отрасль, добиться областной субсидии бывает очень трудно.

Предприятие получает несколько субсидий — федеральных и областных — и планирует свою работу с учетом этих средств. Регулярно получают только федеральную, на выплату процентов по кредитам. С деньгами из областного бюджета в этом году начались проблемы.

За первый квартал, например, “Индустрия” получила субсидию с большим трудом и в последних числах марта. Естественно, это выбивает из рабочего ритма. Во втором квартале, судя по всему, предприятие денег не увидит вообще. Создается впечатление, что сельское хозяйство тяжелое бремя для области и она в нем не очень нуждается…

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *