23 марта в оранжерее ботанического сада-института имени Аврорина прошел пленэр – художники и мастера прибыли в ПАБСИ, чтобы приятно и с пользой провести время. Март в Заполярье – месяц метелей и ослепительного солнца, а заснеженная оранжерея представляет собой настоящее чудо, тропики, которые, будто какой-то волшебник перенес на Крайний Север. Но нет – это дело рук человека. И люди приходят сюда почти ежедневно – кто-то работать, кто-то полюбоваться, иные, чтобы узнать научные факты во время экскурсии или во даже порисовать. Таким нестандартным образом состоялось закрытие не менее нестандартной выставки авторских образцов сувенирной продукции «Хибины. Хрупкий мир».
Выставка родилась в ходе проекта «Хибины иначе», который второй год подряд для дизайнеров, художников, мастеров организует в Апатитах Ольга Петрова, эксперт Кольского центра охраны дикой природы и координатор проекта «Северное сияние: женские инициативы для устойчивого развития». В 2022 году, кроме летнего пленэра в Хибинских горах и самостоятельной работы в мастерских, арт-проект включил большой образовательный блок, индивидуальную и совместную работу, результаты которой стали основой выставки образцов сувенирной продукции под общим названием «Хибины. Хрупкий мир». Увидеть ее можно было в Апатитах, в Мурманске и здесь, на втором этаже офисного и музейного здания ПАБСИ.
Мария Голубцова Моментальный набросок
Что же делают те, кто не просто думает о Хибинах, а в них и рядом с ними живет? В качестве сувенира, то есть материального воплощения впечатления и воспоминания о нем, они предлагают оригинальные принты на текстиле – шоперах и футболках, керамику, арт-буки, живописные закладки и наклейки-стикеры, и даже игру-балансир под названием «Лишайники Умптека». Мастера воплощают в объектах искусства то, что видит местный житель – маленькое, хрупкое, краснокнижное, — и чем он готов поделиться с человеком приезжим, будто говоря: «Посмотри, ты видишь не только абрис гор на горизонте, ты еще видишь под ногами в горах изумительную, неспешную и фантастически прекрасную жизнь. Запомни ее, сохрани с помощью сувенира!»
Идей у местных мастеров много, и появляется их еще больше в ходе встреч, общения, обсуждений. Все с нетерпением ждут его продолжения, набрасывают варианты следующих пленэров. И только одно пока что буксует – воплощение идеи оригинального сувенира в последующий бизнес-проект. Трудно художнику стать менеджером, непросто писать бизнес-план, участвовать в грантовых программах и конкурсах стартапов. И хотя бюджетные средства на все это выделяются, но встретиться мастеру и грантодателю по-прежнему непросто.
Второй сложный момент: как и где представить и продать сувениры потребителю? Пытаться реализовать через существующие лавочки, торговать через соцсети, а может быть даже организовать пункты выдачи продукции в наших городах? Но для туриста покупка сувенира – дело спонтанное, он не будет бегать за ним по адресам, а значит, самое насущное на сегодня: не просто создать оригинальный продукт, но и максимально точно и вовремя доставить его потребителю. Поэтому довести идею не просто до воплощения, а до бизнес-проекта — это итоговая цель всей работы «Хибин иначе».
Все, что нужно для пленэра
И тем не менее…
— Все, что мы планировали, произошло, — говорит Ольга Петрова. – Люди собрались, получили новые знания, все перезнакомились для плодотворной коммуникации – по-прежнему идет обмен идеями, планами. Ведь общение для многих из нас – новый стимул для творчества. И тема хрупкого мира Хибин, которая была задана вначале, оказалась очень востребованной.
Елена Клименко и Ольга Петрова
Что впереди? Размещение информации о мастерах и их продукции в специальном разделе портала «Заповедные Хибины» zapovednyekhibiny.ru, освоение электронных средств продвижения, а также векторных иллюстраторских программ, продолжение общения с экспертами арт-проекта из разных городов России, конечно же, планирование третьего пленэра в надежде на его поддержку!
Фото Катерины Копеиной и Натальи Черновой.