Вести турнир пригласили магистра элитарного клуба «Что? Где? Когда?» Александра Друзя. Знатоки всей области встречали его, как эстрадную звезду. За два дня Друзь успел пообщаться с игроками, раздать кучу автографов, поиграть и заинтриговать…
Легендарная личность!
Это был юбилейный, десятый, открытый турнир по интеллектуальным играм на кубок губернатора области. Проходил он 20 и 21 марта в ДК имени Кирова в Мурманске. Участвовать в играх приехали 52 команды практически из всех населенных пунктов области. В том числе кировская «От Морозко» и «Ереван-82» из Апатитов.
Команды начали собираться в одном из залов ДК за два часа до официального начала турнира. Кто-то общался с друзьями-соперниками (большинство игроков давно и хорошо знакомы), некоторые при помощи компаса стол для игры выбирали, и все интересовались друг у друга — приехал ли Друзь?
И вот он вошел. Тут же Александра Абрамовича обступили участники турнира: автограф взять, сфотографироваться или просто вблизи на него глянуть.
Для знатоков Друзь — личность легендарная! Магистр игры «Что? Где? Когда?», пятикратный обладатель приза «Хрустальная сова», награжден «Большой хрустальной совой» и орденом «Бриллиантовая звезда» как лучший игрок за 20 лет существования элитарного клуба. Александр Друзь — один из лучших игроков «Своей игры», трехкратный чемпион «Брейн-ринга»…
Затягивать общение с поклонниками Александр Абрамович не стал, отложил его до перерыва и поспешил открыть турнир. В первый день играли в «Брейн-ринг» и «Свою игру».
Интрига первого дня
Реальный «Брейн-ринг» мало чем отличается от телевизионной версии. Две команды садятся за столы, оборудованные кнопками: кто быстрее нажмет кнопку, тот и отвечает. В каждом туре по пять вопросов. Побеждает команда, верно ответившая на большее количество вопросов.
Поскольку команд было много, их разделили на две группы — по 24 в каждой. Играли синхронно в разных залах. Ожидающие своей очереди игроки без дела не сидели — обсуждали вопросы просто так, для тренировки. Правда, минут через десять после начала турнира многие игроки и зрители забыли про вопросы, а стали пристально наблюдать за Друзем и пытаться разгадать фокус…
Во время обсуждения Александр Абрамович доставал из кармана сигарету, делал пару затяжек и убирал ее обратно. Казалось бы, ничего удивительного, но доставал и убирал Друзь… горящую сигарету. Дыма не было. В чем был фокус, мы узнали ближе к вечеру.
Отвечает Друзь
Только в конце игрового дня мне удалось пробиться к Александру Абрамовичу. Просто к этому времени его поклонники подустали, и к столу ведущего можно было подойти без риска быть затоптанной. Первый вопрос, конечно, касался фокуса с сигаретой. Оказалось, что это и не магия вовсе, Александр Абрамович, помимо обычных сигарет, курит электронную.
А потом у нас получилось блиц-интервью, после шестичасовой работы в качестве ведущего Друзь выглядел очень уставшим.
— Александр Абрамович, что сложнее — вести игру или играть?
— Вести сложнее. Когда ты игрок, то садишься за стол и играешь. А чтобы вести игру, надо подготовиться, выбрать вопросы, проверить ответы. На это уходит очень много сил и времени.
На всех играх турнира было задано около 800 вопросов. Часть из них магистр отобрал сам, из тех, что присылают на игры телезрители.
— Как воспитать знатока? (Напомню, обе дочери Александра — члены элитарного телеклуба, обладательницы приза «Хрустальная сова» — А.Г.)
— А надо ли воспитывать знатока? Приучать ребенка играть в интеллектуальные игры надо. Понимаете, интеллектуальные игры — как спорт: пока они на уровне хобби — это полезно, а если становятся профессией — не очень. А чтобы ребенок был умным, надо сначала читать ему книжки, потом сделать все, чтобы он сам их читал. Надо учить его смотреть, что происходит вокруг, и анализировать происходящее. И самое главное — обязательно отвечать на все его вопросы.
— Даже если ребенок задает неудобные вопросы?
— Неудобных вопросов не бывает, неудобными бывают ответы.
— Полтора года назад в своем Интернет-блоге Вы поделились радостью — стали дедушкой. И свои ощущения нового (целых девять часов!) статуса описали так: «Желание сидеть во дворе, играя в домино, не появилось». А как сейчас?
— Тогда я подразумевал, что «дедушка» часто ассоциируется с пенсионером, лавочкой, домино. А я не пенсионер, так что никаких подобных желаний так и не появилось. А с внучкой я провожу очень много времени.
Кубок для Кировска
На следующий день все команды играли в «Что? Где? Когда?». Эта игра очень отличается от телеверсии. Играют все команды одновременно.
Вопросы ничуть не легче, чем в телеверсии «Что? Где? Когда?». Чтобы верно ответить, надо не только много знать и логически мыслить, иногда нужно просто быть очень догадливым. К примеру, сообразить, что для одного производителя духов основным отличием женщин друг от друга был цвет волос.
А еще игрокам нужны были стальные нервы, часто получалось так, что волнение мешало выбрать правильный вариант ответа.
Всего для этой игры Александр Друзь подготовил 60 вопросов. На 59 правильный ответ хоть один, но был. А вот на вопрос, придуманный самим магистром, ответить никто не смог. Друзь просил знатоков вспомнить фразу из басни Крылова, которую в своем творчестве использовал Пушкин…
Оба игровых дня получились насыщенными и очень интересными. Для кировской команды турнир получился более удачным, чем для апатитской. «От Морозко» победили в студенческом финале «Брейн-ринга» и уехали домой с медалями и кубком. Апатитские игроки из команды «Ереван-82» говорят, что ехали играть и набираться опыта. Абсолютным победителем турнира стала мурманская команда.
P.S. Кстати, ответ на вопрос Александра Друзя звучит так: «Осел был самых честных правил». Басня Ивана Крылова «Осел и Мужик». Пушкинского «дядю самых честных правил», надеюсь, помнят все