Писательница и телеведущая Татьяна Устинова встретилась с читателями, рассказала о ТВ и книгах и дала несколько жизненных советов
Приезд литературной звезды взволновал горожан. И первый вопрос, который они адресовали библиотекарям Горьковской, — почему к нам? Возможно потому, что в 2021 году Мурманская область вошла в состав тройки лауреатов всероссийского конкурса «Самый читающий регион», а может и потому, что именно в нашей области в следующем году пройдет XXVII Всероссийский библиоконгресс. В любом случае, сама Устинова выбрала три точки на карте полуострова, которые захотела посетить — Мурманск, Кировск и Ловозеро.
…У Татьяны Устиновой — большой опыт оратора. Она семь лет ведет на «ТВЦ» передачу «Мой герой», ранее трудилась на ВГТРК и на радио, а еще — в пресс-службе администрации Президента Ельцина и PR-менеджером в Торгово-промышленной палате России. Ну а с конца 90-х начала писать книжки — всего их сегодня издано 66. Как рассказала она сама, первую попросту, «с улицы», принесла в издательство, и дело пошло. С издателями с тех пор она дружит, литературных рабов не имеет, сценария для сериалов написала всего два (больше не очень хочет), а при производительности в пару романов в год считается автором ленивым. А жизненному опыту и насмотренности она обязана огромному количеству путешествий по России, особенно на севера: на Чукотку, в Воркуту, в Югру, на Ямал, в Магадан, на Алтай и Камчатку. Летает и ходит по морю и сама, и вместе с мужем, ученым-физиком, что трудится в газовой отрасли. Она вообще убеждена, и в ее семье так было принято, что прежде чем осваивать красоты мира, нужно увидеть, узнать и почувствовать Родину, ее просторы, ее людей. Татьяна Устинова не имеет аккаунтов в соцсетях, зато запойный читатель: обожает Гончарова, Гоголя и Чехова, Кристи и Акунина, каждое лето перечитывает «Анну Каренину», наизусть цитирует Горького.
Но почему я начала с ораторского искусства? Просто у Татьяны Витальевны к этому делу замечательный талант. Она и говорит — будто пишет: ярко, образно, остроумно, не без приятной самоиронии, и, что характерно для большинства мастеров слова и сюжета, не забывая финал каждой витиеватой истории.
Творческую встречу Татьяна Витальевна разделила на три части. Вначале рассказала про телевидение, затем — о литературе, а потом ответила на вопросы публики. Правда, сама публика с вопросами не спешила — вначале у северян принято гостя приветить и одарить. Поэтому сборники, книги, альбомы и даже сертификат о пересечении Полярного круга ей преподнесли вначале от литобъединения «Алаш», затем подарки передали художник Валентина Петрова и литератор Евгений Шталь. Ему писательница и пообещала внести Кировск и Хибины в одно из своих следующих произведений.
Но без вопросов, все же, не обошлось. И задавали их люди думающие, эрудированные, много читающие и хорошо знакомые и с прозой Устиновой, и с экранизациями по ее романам, а их уже более тридцати. Кстати, эти фильмы автор не смотрит и произведения свои для кино не адаптирует.
Вот — некоторые цитаты из ответов Татьяна Витальевны читателям Кировска и Апатитов.
Автограф-сессия
«…Здесь живут люди, а не инопланетяне. Они утром встают и видят горы, лес, а не то, что видим мы, как писал Быков: «Справа заборы, слева гаражи, горит помойка, бродят бомжи». А здесь другая история, и мне показалось, что это город для молодых людей. Лыжники катаются, фуникулер идет, красота необыкновенная!»
«Есть закон — съемочная группа никогда не берет автографы у звезд и не фотографируется с ними. Только два раза это правило было нарушено — когда к нам пришли космонавт Алексей Леонов и хоккеист Владислав Третьяк. Это я к тому, что со мной можно фотографироваться и брать автографы, если хотите, я — с удовольствием!»
«Писательский труд — индивидуальный и эгоистический, романы мы пишем вдвоем: я и мой компьютер. А телевидение — это команда, и если мы друг друга не любим и интригуем, у нас ничего не выйдет. За годы работы в программе «Мой герой» и общения с людьми я поняла, что вопреки поговорке «хороший человек — не профессия», это именно так, это профессия. Какой бы ты ни был супер-профессионал в любой области, но если ты при этом дрянной человек, в итоге с тобой никто не захочет иметь дела. И это всё ерунда, которая пришла к нам с учебниками по менеджменту и бизнесу, что людей должны связывать только профессиональные отношения и что, как только человек выходит за дверь служебного кабинета, он тут же должен забыть о своих коллегах. Я считаю, у нас это не работает. Мы все можем быть успешными и произвести отличный продукт, только если мы на него работаем вместе, и нам весело и прекрасно. Я узнала об этом, разговаривая на программе с людьми».
«Брать интервью меня научил Андрей Максимов, большой профессионал. Он сказал: «Самое главное в нашей работе — это задавать вопросы не те, что интересны редактору и каналу, а которые интересны нам». Это, правда, работает».
«Я обещала издателю, что не полечу в эту командировку, не дописав роман. Он уже в третьей трети, осталось немножко. Роман — про писательницу Маню Поливанову, которая попала опять в какую-то передрягу. Наступит момент, когда я возненавижу этот роман всей душой, так положено, но пока он мне страшно нравится — и то, что происходит с героиней, и город, который я выдумала. И все герои там сейчас без меня, потому что я-то в Кировске! Вчера вечером, после встречи в Мурманске, я туда заглянула, чтоб понять, как они? Вроде бы все в порядке. Так что я вернусь и допишу роман. Выйдет он летом, потому что к октябрьской книжной ярмарке придется написать еще один».
«Это миф, что серийный автор пишет по сто романов в год. Я три-то написать не могу, мне нужно собраться с мыслями, куда-то поехать, на кого-то посмотреть, поговорить, перевести дыхание. Я не могу, выбравшись из одного романа, тут же нырнуть в другой».
«Повесть о ледоколе «Ленин» «Девчонки, я приехал!» — о том, как на адмиралтейских верфях этот атомоход собирали. В Мурманске я побывала на «Ленине», и это невероятные ощущения! Он абсолютно живой, кажется, вот-вот отшвартуется и пойдет в дальнее плавание…»
«Я не знаю, как отвечать на вопрос «Где вы берете сюжеты?» Писать я научилась в семь лет и тогда же начала писать, а сюжеты беру из головы. И рада бы сбрехать, что открывается портал, оттуда — луч озарения, но ничего этого нет. Потому что пять минут назад я не знала, о чем писать, а сейчас уже знаю. Как это? Не понимаю, и объяснить не могу».
«Детективы я люблю, и пишу именно их, потому что так сюжетную прозу легче двигать. Мне нужно, чтобы в повествовании был скелет, который бы вел за собой, чтобы была загадка. Сколь гениальным бы ни был писатель, но если он не дает себе труд увлечь читателя, ничего не выйдет. Читателя нужно заинтересовывать, чтобы он продрался к мысли сквозь твой плохой русский язык, несбалансированный сюжет, несмешные шутки. Иначе он книжку бросит и уйдет в тиктокеры».
«Из-за моих путешествий журналисты меня часто спрашивают о жизни в глубинке. И я говорю: глубинка — это вы, это ваше Южное Бутово, откуда выхода нет. Я точно знаю, что за МКАДом жизнь только начинается. И чтобы что-то узнать о ней, что-то почувствовать в себе, не обязательно отправляться в Тибет и там обременять собой Далай-ламу. Нужно поехать на магаданскую трассу и посидеть там у заброшенных храмов. Я уверяю — озарение снизойдет моментально».
«Гениальность — это отсутствие границ, это полное невидение края, это когда вы по Ницше всматриваетесь в бездну, и вам не страшно, а это уже Достоевский. Женщина по природе своей не может этого делать, ее Господь создал для того, чтобы собирать мир, а не разрушать. Ей никогда в голову не придет тушить пожар керосином, а мужчине — придет, чтобы посмотреть, что выйдет».
«Мой совет девушкам такой. Хотите найти хорошего мужа? Сходите в престижный технический вуз. Большую часть работы за вас уже выполнила приемная комиссия, отобрав самых лучших. Вам останется только выбрать из них наименее противного (Татьяна и ее супруг учились в МФТИ — «ДД»)».
Говоря о личном, о браке и любви, вообще о человеческих отношениях, совет Татьяна Витальевна дала один — невзирая на огромную разницу между мужчинами и женщинами, вообще между людьми, есть один непреложный маркер: порядочность. Его и следует держаться.