Люди и границы

— О чем вы мечтаете?

— Еще год назад мечтал, чтобы границы открылись. Сейчас… Наверное, мечтаю поменять автобус на новый, чтобы быть готовым к открытию границ. Но в это уже слабо верится.»

На третьем году пандемии и вправду слабо верится, что границы с нашими ближайшими соседями откроются. Что мы снова сможем поехать в Рованиеми к Санта-Клаусу, в Кемиярве в бассейн или в Саарисельку, покататься на лыжах. Финляндия стала для подавляющего большинства жителей Мурманской области недоступна. То же с самое с Норвегией и самым русским ее городом — Киркенесом.
Никакие разговоры по зуму или видеозвонки через месенджеры не могут сравниться с живым общением. Но, судя по очередной волне пандемического обострения, жить за ковидным занавесом нам еще долго. Из оптимистического можно добавить, что обычным жителям северных территорий Скандинавии и Финляндии живется так же не просто, как и нам. Ковид ударил по всем. И от поездок за границу им тоже приходится отказываться не только потому, что границы закрыты, но и потому, что есть риск заразиться, даже если ты вакцинирован.
Но для водителя автобуса Сергея Абросимова и Мурманска закрытие границ стало особым испытанием…

Не продавайте водку нашим мужьям!

Те жители Баренцева региона, кто хоть раз ездили в Норвегию, Швецию, Финляндию или по России в деловую поездку, знают водителя Сергея Абросимова. Он всегда собран и пунктуален, в выглаженной рубашке и при галстуке, на чистом и хорошо прогретом автобусе, интеллигентен, вежлив, но строг. Сергей перевозит группы туристов по обе стороны границы и к нему можно обратиться за любой помощью, в том числе и для уточнения малейших нюансов пересечения границ: как оформить бумаги, что можно везти, а что нельзя, где недорого поесть — он знает все.
Сергей пришел в международные перевозки в самом начале 1990-х с падением железного занавеса. Он рассказывает, что первые рейсы из норвежского Киркенеса в Мурманск и обратно совершались не на автобусах, а по воде на катамаранах. Два катера в неделю перевозили туристов через границу, которая в Мурманске была в порту, а в Киркенесе — рядом со зданием полиции.

— Я всю жизнь работал водителем такси и занимался автомобильными гонками. Во время перестройки таксомоторные парки стали рассыпаться, а у нас все гоночные автомобили забрали и пустили в такси на линию. Тогда я ушел из таксистов. А ведь с детства мечтал работать водителем автобуса, но не простого, а на международных перевозках! Так, в самом начале 1990-х, и оказался водителем автобуса старейшей туристической компании нашей страны — «Спутник».
Первым городом, куда Сергей в качестве водителя отвез своих первых пассажиров, оказался Киркенес.

Это было в 1992 году. Норвежцы тогда разрешили торговлю сувенирами на пешеходной улице, и мы постоянно возили жителей Мурманской области, которые торговали всем, чем только можно — торговля шла бойкая.
Кстати, тогда к месту этого рынка приходило много пожилых норвежцев, которые пережили войну. Они подходили к каждому русскому, чтобы просто пообщаться, задавали вопросы про отцов, дедов… Они на нас смотрели, как на детей освободителей Норвегии.
Со временем такая рыночная торговля распространилась на Вадсе и Варде, а также на другие северные города. Честно скажу — мне не нравились эти поездки. Со временем сувениров стали покупать все меньше и меньше, а водки и сигарет из-под полы наши дамы продавали все больше и больше. Мне всегда было очень неловко. Помню, как однажды утром в кемпинге у местечка Тана Бру вдоль нашего автобуса выстроились норвежки с транспарантом: «Уважаемые русские женщины, пожалуйста, не спаивайте наших мужей. Не продавайте им водку!»

Сергей рассказывает, что раньше россияне, которые на автобусах ездили в Норвегию и Финляндию, очень отличались друг от друга. Да и цели поездок у них были разные.

— В Норвегию отправлялись торговать, а в Финляндию — отдыхать или за покупками, там товары были гораздо дешевле, чем в Норвегии.

Испытание неизвестностью

Со временем такие поездки стали обыденностью, а поначалу многие испытывали нервозность при пересечении границы.

— Мы многих правил не знали, например, что можно везти, а что нет, потому иногда неосознанно нарушали норвежские правила. Да и визу тогда открывали только на одну поездку. Но было очень сильное желание узнать соседнюю страну, то, как она выглядит, что за люди там живут, хотелось с ними общаться, так что пассажиры у меня были. Их не останавливало даже то, что раньше российская таможенная и пограничная службы занимали настолько маленький домик, что войти туда одновременно могли не более шести туристов. А мы привозили по 45 человек на каждом автобусе! Они тогда все стояли на морозе с багажом, ожидая своей очереди.
Времена, когда в Киркенес из Мурманска можно было уехать только на большом автобусе раз в день, давно канули в лету. До марта 2019 года между городами ежедневно курсировало несколько минибасов, которые ходили по расписанию. Можно было легко заказать и частный трансфер: автобус или такси, которое заберет у любой точки и доставит до нужной в другой стране. У истоков такого сервиса тоже стоял Сергей.

— Очень скоро после открытия границ компания «Спутник» стала партнером с норвежской «Soviet Reiser Fly Specialisten», и мы начали организовывать туры в Россию для небольших норвежских групп. Я стал водителем первого микроавтобуса и начал общаться с пассажирами: записывал, сколько человек ехало, сколько в аэропорт, сколько в какую гостиницу, чтобы составить логистику, выяснял, во сколько было бы удобно выезжать из Мурманска или из Киркенеса. Это нужно, чтобы составить схему для работы рейсового транспорта.
Мы стали курсировать два раза в неделю, потом четыре раза в неделю и постепенно довели количество рейсов до шести. В основном пассажирами моего микроавтобуса были норвежцы, которые ездили к русским в гости, или русские, которые ездили гостить к норвежцам, иногда перевозил российских моряков на смену экипажа. Могу сказать, что с открытием этого рейса изменился состав пассажиров и их стало гораздо больше. С визами стало попроще, и люди начали ездить активно, и не торговать, а на шопинг или в путешествие. Мурманчанам иногда дешевле и проще было лететь в отпуск в другие страны через Киркенес, чем через Москву.

Свой автобус, свои маршруты

В 1997 году Сергей основал собственную фирму, обзавелся автобусом и автомобилем, чтобы осуществлять международные перевозки самостоятельно, как и мечтал в далеком детстве. С начала 2000 года групповых поездок стало так много и услуги Сергея были настолько востребованы, что его автобус приходилось бронировать заранее. Зачастую, возвращаясь из одной поездки, он на следующий день уезжал в другую.

— Думаю, что самый интересный и необычный маршрут был связан с одной из поездок по линии Баренц-пресс: в Мурманске я взял нескольких молодых российских журналистов, повез их в Тромсе, оттуда мы с иностранными участниками поехали в шведскую Кируну, потом в финский Оулу, а потом вернулись в Мурманск. Мы ездили около трех недель и преодолели несколько тысяч километров. Я помню, что вернувшись домой, сразу же отправился в новую поездку с другой группой. Это были времена, когда загранпаспорта, рассчитанного на 10 лет, мне хватало хватало на год, и я опасался, что закончатся мои 90 дней на полгода, разрешенные шенгенской визой для пребывания в Европе.
Сегодня туристические поездки через российско-норвежскую или российско-финскую границу полностью прекращены. Периодически Сергей возит экипажи моряков на смену в Киркенес или учеников российско-норвежской школы в аэропорт. Но в основном его пассажиры — российские туристы, которые путешествуют по Мурманской области, а она во время пандемии стала туристической меккой.

— Сейчас я себя чувствую как пилот, который совершал межконтинентальные рейсы на «Боинге», а его взяли и пересадили на так называемые «молочные рейсы» от поселка к поселку. Очень хочется, чтобы все это поскорее закончилось, и люди снова могли спокойно пересекать границу на машинах и автобусах.

Подготовила Анна Киреева, фото из личного архива
Сергея Абросимова.

Поделитесь:Share on VK
VK