От азиатского нашествия до детокса и релакса

На очередном оперативном заседании правительства области прозвучали внушительные цифры — в 2021 году Мурманскую область посетили около 450 тысяч туристов, а новогодние праздники в Заполярье провели почти в два раза больше гостей, чем в прошлом году — более 75 тысяч. Что, по словам губернатора, означает возврат на уровень допандемийного, 2019 года. Возможно, способствует этому и программа туристического кэшбека с возвратом 20 процентов от стоимости поездки, которая доступна для путешествий и по Мурманской области и продлится до 12 апреля. Однако цифры — штука локальная, сегодня такие, завтра другие, а вот проследить путь развития и обозначить его перспективы могут специалисты. Например, ученые-экономисты.

Чем интересен Север

В конце 2021 года в издательском центре КНЦ РАН вышла работа научного сотрудника Института экономических проблем имени Г.П.Лузина Эдуарда Грушенко и инженера-исследователя Евгении Лисуновой, посвященная актуальным аспектам туризма в регионах Европейского Севера России и Западной Арктики. Этот труд чрезвычайно актуален именно сейчас, когда развитие всех северных территорий, и, в частности, Кольского Заполярья, связывают с туристическими интересами, а не только с добычей полезных ископаемых и их переработкой.
Ученые рассмотрели проблемы и их возможные решения в туристской отрасли как Мурманской, так и Архангельской, Вологодской областей, Карелии, а также отдаленных высокоширотных территорий Западной Арктики: архипелага Шпицберген и национального парка «Русская Арктика», организованном на архипелагах Земля Франца-Иосифа и Новая Земля. Каждая глава подробно описывает уже существующие туристические направления и объекты, перспективы открытия новых, конкурентные преимущества каждого региона: круглый год здесь ждут туриста или в какой-то определенный сезон, а также виды транспортного обеспечения, взаимоотношения туризма и промышленных объектов и так далее.
В работе описаны исторические поселения Европейского Севера — города с историей, самые красивые деревни, некоторые аспекты развития сельского туризма в России. Не обошло внимание авторов и проблематику сохранения историко-культурного наследия и то, как удержать равновесие между охраной от негативного влияния человека и допуском все большего количества людей к хрупким артефактам.
На фотографиях Эдуарда Грушенко, которыми дополнен сборник, отражена красота русских деревень, памятников зодчества, а рядом приведены цифры, карты, экономические выкладки, подробные подсчеты. Прочитав эту книжку, чувствуешь, что уже попутешествовал! Но в отличие от буклетов-гидов, которые представляют лишь парадную сторону любого туристического направления, сборник статей ученых-экономистов беспристрастен, точен, объективен, раскрывает не плюсы и минусы, а реальную картину.

Перспективна природа, наука, история

Конечно, для читателя из Мурманской области особенно привлекательными являются главы, посвященные родине, где развитие туризма отмечено положительной динамикой, ростом внутреннего и въездного потока, а значит, пополнением бюджета региона доходами от турбизнеса. Интересно, что с 2014 по 2019 год количество туристов увеличилось у нас с 297 тысяч человек до 458 тысяч. Преимуществами области можно считать рекреационное рыболовство, наблюдение за северным сиянием, геолого-минералогический, деловой, морской круизный, горнолыжный и лыжный виды туризма. А самым перспективным направлением на Кольском полуострове уверенно признан природно-ориентированный экотуризм — привлекают людей заказники «Кутса» и «Сейдъявр», национальный парк «Хибины», природный парк «Полуострова Средний и Рыбачий», Лапландский заповедник и заповедник «Пасвик».
В областном центре основным объектом интереса является атомный ледокол-музей «Ленин» — первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Брендом области в целом стало село Териберка, растиражированная в кино- и документальных фильмах. Для нее сегодня большое значение имеет легализация объектов туриндустрии, повышение бюджетных доходов, а также экологическая безопасность местности в связи с потоком приезжих. Ученые КНЦ РАН подсчитали, что с учетом экологических аспектов предельная рекреационная емкость села определена на уровне 50 тысяч туристов в год, поэтому озданный в 2021 году природный парк Териберка должен помочь соблюсти баланс природных и экономических интересов на этой территории.
По версии регионального отделения Русского географического общества новые туристические тренды Мурманской области включают военно-исторический туризм, круглогодичный мототуризм, историко-этнографический и научный. Потенциальными точками роста можно считать водный, зимний, промышленный и паломнический виды туризма.
Горнодобывающие моногорода активно ищут свою «изюминку», предлагая, например, «Гиперборейский новый год» в Ковдоре и «Снежную деревню» в Кировске, перспективы на экоотели в Печенге и туристскую деревню с аквацентром и яхтингом в Лиинахамари, и так далее. На повестке сегодняшнего дня — промышленный туризм, когда сами предприятия становятся объектами посещения. «В перспективе — продвижение Мурманской области как туристического направления на новые рынки: в Европу (Германию, Испанию, Францию), Японию, Латинскую Америку и США. Рассчитанный на сегодня целевой показатель — довести турпоток в область к 2025 году до 557,4 тысяч человек в год», — подводят итог ученые.
Одними из ключевых проблем туризма в области видятся две — неидеальное состояние дорожно-транспортной сети и активная деятельность нелегальных гидов. В Мурманской области также необходимо срочно решить проблемы загрязнения уникальных территорий скопившимся бытовым мусором: возможно, поможет туристический сбор при въезде на охраняемы природные территории, чтобы полученными средствами оплатить вывоз мусора, проложить дороги и экологические тропы.

Возрождение походов при снижении доходов

Безусловно, ученые Института экономических проблем КНЦ РАН не могли обойти стороной уникальный факт в истории человечества — пандемию XXI века, которая внесла значительные коррективы в развитие туристической отрасли в целом и северного туризма в частности. В 2020 году начало турсезона было полностью сорвано — поток туристов упал до нуля, закрылись музеи, курорты, отели, при этом самые жесткие ограничения на Европейском Севере РФ были введены именно в Мурманской и Вологодской областях, в Карелии. Коронавирус внес новые тренды в туризм: повысились требования к санитарной безопасности, соблюдению эпидемиологических норм в местах размещения людей, к обработке прокатного снаряжения и оборудования.
Однако туризм — сфера, которая чрезвычайно быстро восстанавливается, потому что человек не может заглушить потребность в путешествиях, любопытство и желание обогатить свой внутренний мир новыми эмоциями и знаниями. Поэтому уже осенью 2020 года люди самостоятельно начали приезжать в Мурманскую область и в Карелию — с семьями, на автомобилях. Второе рождение пережили самодеятельный пеший и спортивный туризм, велопоходы, водные сплавы и ночевки в палатках. Север привлек своей малолюдностью, а значит, меньшим риском заразиться ковидом. На Новый год 2020/21 наблюдался пик авиапутешествий в Мурманск, а затем в Териберку, а также в открывшие лыжный сезон в декабре Хибины… Среди инновационных видов инфраструктуры экологического туризма наиболее перспективными оказались глэмпинги — в Мурманской области и Карелии они начали появляться в 2018 году. Наиболее известный глэмпинг — «Аврора Вилладж», расположен в 50 километрах от Мурманска в сторону Териберки. Туркомплекс из десяти купольных домиков в тундре с панорамными окнами, кафе и всеми удобствами предназначен, прежде всего, для наблюдения за северным сиянием.
Прогнозы экспертов и аналитиков относительно развития арктического туризма в посткоронавирусный период таковы. Будет наблюдаться отложенный спрос на турпродукты из-за низкой покупательной способности населения страны, в то время как именно внутренний туризм будет более востребован, чем выездной за рубеж. После периода карантина многие направления и бренды придется во многом воссоздавать заново, так как поменяются конъюнктура и участники рынка, а многие популярные направления исчезнут — нельзя исключить возможность полной ликвидации некоторых направлений туризма в Российской Арктике по причине длительного отсутствия спроса.
Одновременно возможен всплеск интереса к наиболее логистически доступным локациям Баренцева и Белого морей и близлежащих островов. «При благоприятном развитии событий в среднесрочной перспективе Российская Арктика может стать популярным и даже модным направлением постпандемийного мира, отвечая пожеланиям потребителей об экологически чистом и уединенном месте отдыха, которое отлично подходит для эмоциональной разгрузки», — пишут ученые.

Еще один вывод — в пандемийный и постпандемийный периоды необходимо уделить особое внимание развитию активных видов природного и экотуризма в немноголюдных местах, индивидуальным и семейным турам, автомобильному и велотуризму. Среди новых направлений северного туризма после снятия ограничений станут детокс-туры и digital-туризм. Детокс-туртерапия — отдых, совмещенный с очищением организма от вредных токсинов крупных мегаполисов в малолюдных местах в условиях чистой окружающей среды Севера. Digital-туризм — эксклюзивный турпродукт с цифровыми технологиями. Имеет перспективу также развитие инновационного вида экологического отдыха — плоггинга («мусорные забеги»), получившего широкое развитие в Скандинавии.

Интересно, что новое издание, основанное на продолжительной исследовательской деятельности, стало неким дополнением вышедшего в 2013 году сборника «Туризм на Европейском Севере России и в Западной Арктике». Научная новизна нынешней книши Эдуарда Грушенко и Евгении Лисуновой в том, что здесь рассмотрены родившиеся конкретно в последние годы туристические направления, тренды и виды туризма, а также дан обзор актуальной ситуации в туристической сфере на основе современных интернет-источников. В ней можно почерпнуть анализ как перспективных туристских инвестиционных проектов и маршрутов в регионах Европейского Севера, так и мероприятий по стимулированию и поддержке турсферы властями и крупными корпорациями.

Фото Надежды Щур.

Поделитесь:Share on VK
VK