Стали почти родными

Школьники из Твери сняли фильм о КНЦ и захотели увидеть Север своими глазами

В конце года в Кольский научный центр пришло письмо: «Здравствуйте, уважаемые ученые! Пишут вам ученики школы № 17 из Твери. Каждый год в нашей школе проходит фестиваль «Многоликая Россия». В этом году он был посвящен науке. Каждый класс делал видеопрезентацию одного из научных центров нашей страны. Нам по жребию достался Кольский научный центр. Когда стали вникать в тему, поняли, как интересен ваш Центр, и теперь фамилии Ферсман и Кривовичев, слова «Заполярье», «Кольский полуостров», «Хибины», «геология», «апатит» и многие другие стали для нас почти родными! Прикрепляем к письму наше видео. Надеемся, оно порадует вас и станет маленьким подарком к Новому году…» Ребята поделились чудесным мини-фильмом, а мы спросили у них: кто вы, дорогие дети?

Пути пересеклись

Школа № 17 с углубленным изучением математики и физики открыта в Твери в 1939 году и имеет богатую историю и традиции. Ребята получают высокий уровень образования, а потому учебное заведение постоянно находится в топе лучших школ России, ее выпускники учатся в престижных вузах Москвы и Санкт-Петербурга.

— В каждой параллели есть один или два математических класса. Наш класс как раз математический, 5-2 («пятый второй») — это то же самое, что 5б, — рассказала Ольга Леонова, классный руководитель ребят и учитель математики. — В нем 23 мальчика и шесть девочек, которые любят учиться, путешествовать, проводить время вместе, а еще дружно откликаться на хорошие дела: сбор макулатуры, украшение кабинета и другие. В школе идет большая внеклассная работа, в частности, ежегодный фестиваль «Многоликая Россия». В Год науки была выбрана тема «Научные центры России» и нам выпало рассказать Кольском научном центре. Так наши пути пересеклись!
Интересно, что видеофильм пятиклассников весьма оригинален — мало того, что дети приводят в нем корректную информацию, грамотно и внятно говорят, так они еще и снабдили запись особой бумажно-теневой анимацией!

— Да, задача стояла непростая — на подготовку видео отводилось две недели, при этом ребята только знакомились, привыкали друг к другу и учителям-предметникам, новому зданию «большой», а не начальной школы, ведь класс был сформирован только в конце прошлого года из учеников разных классов, — рассказывает Анна Шестакова, мама Кати Шестаковой. — К тому же, во внеурочное время собрать всех вместе трудно: у многих ребят дополнительные занятия, кружки, секции. Отобрать материал о научном центре, снять видео, смонтировать, скомпоновать в семь минут — сделать это одним пятиклассникам без участия взрослых было не под силу. На помощь призвали родителей.

Рассказать тепло

— К тому моменту о Кольском научном центре я ничего не знала, — говорит Анна Шестакова. — Но, заглянув в интернет, почувствовала большую симпатию. Крайний север, затерянный в снегах маленький научный городок, созданный геологами-романтиками… Вспомнила свои «полевые» сезоны, когда участвовала в археологических раскопках, подолгу жила в палатке.
Очень впечатлила биография руководителя центра Сергея Кривовичева: доктором наук стал в 29 лет, отец семерых детей, священник Русской Православной Церкви, ученый с мировым именем, который в шутку сравнивает себя с Винни-Пухом, а самым большим достижением называет свою семью! Мне кажется, именно таков герой (настоящий!) нашего времени. И в Апатитах, уверена, он не один такой. Нам захотелось внести свой маленький вклад в популяризацию Кольского научного центра и рассказать об ученых Заполярья как-то по-особенному тепло, чтобы ребятам нашей школы они запомнились, а видеопрезентация не утонула в ежедневном потоке информации.
Помог теневой театр. В прошлом году моя дочь Катя занималась в студии «Королевство теней», созданной при детском музейном центре Тверского государственного объединенного музея. Студией руководит настоящая «волшебница» — Мария Бохан. Взрослым можно присутствовать на занятиях, и я видела, что каждое из них превращается в сказку: фигурки, вырезанные из обычного картона, «оживают», попадают в невероятные истории. Взрослым ощущение чуда необходимо, наверное, не меньше, чем детям, и я прикипела душой к теневому театру, мы даже поставили с Катей домашний спектакль.

Задумывая видеоролик о КНЦ, Анна Анатольевна решила, что самое важное — дать возможность каждому из ребят стать членом командной игры: выучить текст и рассказать его на камеру или нарисовать и вырезать для теневого театра математические снежинки с цифрами, фигуры. Энтузиастов оказалось восемнадцать.

— В создании подобных видео я никогда не участвовала и поэтому очень волновалась за результат. Крайне оперативно писался сценарий, адаптировался под понимание пятиклассников. Было тревожно за ребят, вызвавшихся учить текст, не представляя его объема и сложности. Сценки теневого театра снимали уже дома, по ночам — помогала вся семья. Крайне ответственным делом был монтаж отснятого материала, который выполнил Сергей Шабутин.

Узнали и сплотились

Анна упоминает немало веселых моментов, связанных со съемкой. Например, ради удачного фона приходилось влезать на школьные парты и стулья, а во время съемок в школьном коридоре на входах и выходах на этаж выставлялись караулы, чтобы обеспечить тишину. Трогательно было наблюдать, как ответственно отнеслись к своей задаче рассказчики: искренне старались четко выполнить задание, сосредоточенно произносили тексты, бывало, и несколько раз подряд, ради дублей. И ни один человек не подвел! А математические снежинки, которые ребята вырезали для видео, в канун Нового года обрели вторую жизнь: из них получилась целая ажурная елочка, ставшая праздничной открыткой для учителей.

— Полученный опыт, конечно, запомнится всем участникам проекта, тем более, что когда история с видеофильмом уже немного улеглась, произошло настоящее чудо: ученые Кольского научного центра тепло и душевно откликнулись на наше видео, посланное им в качестве маленького новогоднего подарка. Это было так неожиданно и радостно! А после размещения видео в интернете, можно сказать, наш класс проснулся знаменитым.
Но все же интересно узнать, слышали и знали ли ребята что-нибудь о науке в Хибинах и вообще о Мурманской области до конкурса? Хотели бы они побывать на Кольском полуострове? Мне отвечают взрослые и дети.
— Первым было слово, — говорит Ольга Леонова, классный руководитель. — Выступление перед классом Анны Шестаковой с идеей создания ролика зажгло коллектив и процесс пошел. Работа над фильмом позволила ребятам узнать интересные факты о научном центре и людях Севера. В какой-то момент нам показалось, что Кольский научный центр стал родным. Безусловно, такая внеклассная работа очень полезна!

Анна Шестакова:

— За себя и дочь, видевшую весь процесс работы изнутри, с уверенностью могу сказать, что Кольский научный центр и Кольский полуостров стали для нас почти родными, хотя мы никогда там не бывали.
Благодаря виртуальной прогулке по Центру на сайте КНЦ мы уже неплохо ориентируемся в Академгородке и теперь даже заглядываем иногда в социальные сети, чтобы узнать новости города Апатиты, а еще мы посмотрели несколько познавательных сюжетов на ютуб-канале Центра. Удивительно, но все чаще и вроде бы случайно в наше поле зрения попадают фильмы и истории об открытиях, сделанных на Крайнем севере, о жизни людей за Полярным кругом. Улица, на которой мы живем, носит имя А.П. Карпинского, «отца русской геологии», участвовавшего в создании научной станции в Хибинах. А один из самых почитаемых на Кольском полуострове святых — преподобный Трифон Печенгский — родом из-под Торжка в шестидесяти километрах от Твери.
Выяснилось, что фамилия Ферсман знакома как минимум двум тверским художникам: Геннадию Самойлову, председателю Тверского областного отделения Союза художников России, который в начале 1980-х годов оформлял одно из изданий «Занимательной минералогии», и Владимиру Анисимову — он до сих пор хранит книги академика, которые в юности давала ему читать мама, учитель физики и химии. И точек соприкосновения с Заполярьем и Кольским научным центром становится все больше. Даже несколько подзабытое семейное предание о том, что моя прабабушка с маминой стороны была родом откуда-то с Севера, приобретает теперь особое значение. Да и дедушка в начале 1950-х годов служил в Североморске целых пять лет. Надеюсь, когда-нибудь мы с дочкой обязательно увидим Заполярье своими глазами!

Полина Лысюк, ученица 5-2 класса:

— Раньше словосочетание «научный центр» ассоциировалось у меня со скучной и непонятной организацией. Но в процессе работы над фильмом мы ознакомились с проблемами, над которыми работает институт, были удивлены, сколько интересного и разнообразного вы изучаете. Узнали многое о людях — даже не предполагали, что в одном научном центре может работать так много ученых! Кольский научный центр, спасибо за то, что дал нам море эмоций и заряд энергии!


Миша Григорьев, ученик 5-2 класса:

— Еще раньше я читал книгу Александра Ферсмана «Рассказы о самоцветах» и немного знал об этом ученом, о том, где он работал. Поэтому моя часть работы над фильмом состояла в рассказе о книгах этого автора, материал для которых он собирал, в том числе, на Севере.

Ярослав Зорин, ученик 5-2 класса:

— Я, конечно, смотрел в интернете различные материалы про Кольский научный центр. Но больше всего мне хотелось все-таки послушать ребят из нашего класса, и какой у них материал, и как они его расскажут. Опять же, хочется передать им огромное спасибо за то, что не подвели. Больше всего мне запомнилось, как снимали этот фильм. Алексея Кукушкина мы снимали в коридоре со скрипучим полом, а с двух сторон коридора были лестницы, и оттуда постоянно кто-то заходил, и нам приходилось стоять у этих лестниц и караулить, чтобы сюда никто не зашел. Помню, как мне приходилось вставать на скамейку, чтобы лучше был ракурс. Конечно, не всегда получалось снять с первого дубля. И мне тоже хочется передать спасибо тем, кто делал декорации для театра теней, ну и конечно тем, кто соединил это все в одну презентацию.

Катя Шестакова, ученица 5-2 класса:

— Раньше я ничего не знала о Кольском научном центре, а теперь мне даже захотелось жить на Севере, потому что я очень люблю зиму и снег. Я смотрела видео, размещенные на ютуб-канале Центра, например, о том, что акулы могут жить пятьсот лет, о традициях празднования учеными Нового года, слушала короткие интервью с учеными Центра, прочитала «Занимательную минералогию» Ферсмана. После работы над фильмом я захотела побывать в Апатитах и увидеть все своими глазами. Еще мне стало интересно, какие животные и птицы живут на Кольском полуострове, и я скачала картинки из интернета, установила на экран своего телефона фото тюленя и нерпёнка. Они очень милые!

Поделитесь:Share on VK
VK