Улыбнись — апатит улыбнется в ответ

Апатиты. На въезде в город со стороны аэропорта появился новый арт-объект, а рядом с профилакторием «Изовела» — каток

Центр современного искусства «Сияние» продолжает делать городу подарки. А чем хорош подарок в первую очередь? Тем, что ни у кого подобного нет. А еще тем, что приносит и пользу, и удовольствие. Поэтому под новый год мы получили сразу два, — один для настроения, второй для здоровья.

Максимально оригинально

На следующий день после установки конструкции на въезде на проспект Сидоренко со стороны аэропорта, в «Изовеле» собралась городская интеллигенция — художники, мастера-прикладники, журналисты, музейщики и активисты, словом, те, кто что-то про город и горожан понимает. Для того чтобы разъяснить концепцию нового, неформального въездного знака, на встречу прибыл его автор Сергей Братков — известный российский и украинский художник. Сегодня он работает с фотографией, видео, инсталляцией, живописью и перформансом, руководит практикумом «Фотография, скульптура, видео» в Школе Родченко (Москва), является участником биеннале в Венеции и Сан-Паулу, автором множества работ, что находятся в российских и зарубежных частных собраниях, в музеях.
Сергей Братков год назад, в декабре, уже приезжал в Апатиты на открытие выставки современного искусства из собрания Андрея Малахова в здании гладинской библиотеки. Тогда он был удивлен нашей густой темнотой и счел ее хорошим условием для живописца: на улице делать нечего, сиди дома и твори. Сейчас он рассмотрел город поближе, насладился чистым снегом и тишиной.

— Почему мы решили сделать улыбающийся камень апатит? Люди в качестве символов обычно предпочитают некую гражданскую вещь, не связанную с идеологией. Где возлагают цветы молодожены? Например, к какому-то стоящему «медведю» на трассе… В вашем городе знак, который я видел, показался мне не совсем относящимся к Апатитам — это колос, будто бы тут занимались аграрным хозяйством…

— У вас действительно суровый климат и в нем улыбка — важная вещь, пусть город встречает улыбкой! Тем более, что у Апатитов прекрасная история, связанная с наукой, с досугом ученых, и мне казалось, что улыбка здесь уместна. Я старался, чтобы была запоминаемость и оригинальность, делал знак с любовью к вам и вашему городу, с теплыми ощущениями, — подчеркивает Сергей Братков. — Сейчас у каждого смартфон, все делают селфи, и если возле этого знака остановится машина, люди сфотографируются, улыбнутся при этом, фото будет рассылаться в интернете, а о вашем городе узнает все больше народу. И когда молодые люди, которые приезжают учиться в Москву, скажут «мы из Апатитов», им ответят: значит из культурного центра!
Удивительно, что художнику никто не подсказал лишь одну вещь — дорога по Сидоренко ведет не к трассе, по которой следует приезжий люд, а буквально в тупик. Безусловно, возле знака остановится местное такси, которое везет туристов в аэропорт, но большую часть времени камнем будут любоваться лишь апатитские дачники и грибники, автомобилисты из других регионов тут не проезжают. Ну а про то, что апатит имеет к колоскам самое прямое отношение, Сергею на встрече сразу же рассказали присутствующие.
Апатит с улыбкой создавали студенты Сергея Браткова из Школы Родченко, профессиональные скульпторы, а также их товарищ, который предоставил площадку для изготовления конструкции. Один из мастеров, Влад, рассказал на встрече в Апатитах, что впервые увидев концептуальный проект, удивился, мол, что за штука? Но потом понял, что это оригинальнее, чем «пожарный или горняк с девочкой на руках», привлечет больше внимания, а значит, тем и хорош.

Вес и смысл

Конструкция весит восемь тонн. Работа над ней шла в обогреваемом помещении, управились быстро — за два месяца, хотя в изготовлении объект сложен. Но… произвели, довезли и за 3,5 часа установили. Вначале хотели вырубить знак из гранита, но это оказалось слишком дорогим удовольствием, а ведь нужно было еще установить бетонное основание, сделать проводку для подсветки… Остановились на более современном варианте — сварной стальной конструкции, на которую наносят гипсовую форму, затем заливают двухсантиметровым многослойным стекловолокном, которое вначале окрашено в массе, а затем дополнительно, локально, чтобы добиться долговечности тона.
Степан Бугаев, арт-директор Центра современного искусства «Сияние», отвечал в проекте за производство знака в соответствии с федеральной программой «Въездные знаки», за согласования и за максимальное сохранение изначального замысла художника вне зависимости от производственных сложностей.

— Каждый элемент в этом знаке супердолговечный, не горит и не разбивается. При монтаже на месте нужно было сопоставить все элементы, надеть каркас на бетонный блок — это придаст ему дополнительную ветроустойчивость.
Отдельно Степан Бугаев дал разъяснения цвету камня, ведь мы с вами знаем с детства — апатит серо-зеленый, сверкающий на солнце и совершенно невзрачный в сумерках. Но…

— Много было разных соображений и дискуссий. Однако существует два уровня восприятия города. Есть ваш, внутренний, с местными историями, а есть обывательский. И обычный обыватель, набрав в интернете слово «апатит», в первую очередь увидит ярко-синий полудрагоценный камень, который вовсе не про колоски. Но апатита ведь больше сорока видов, выбирай любой!
Кроме того, нам не хотелось, чтобы летом зеленый камень сливался с листвой. Кстати, его окраска немного изменяется в разном освещении: как и положено апатиту, «обманчивому» в переводе.

Мастера надеются, что автомобилисты тут станут останавливаться и для них нужно будет сделать площадку, дополнить знак информационным куар-кодом на табличке. И, конечно, они обращаются к горожанам с просьбой не портить знак, а наоборот, полюбить, сделать своим и помнить — это именно авторский арт-объект, включающий разные смыслы, а не только идеологию места.
Об этом на встрече тоже шла речь: как художники будут оберегать себя, как будут справляться с потоком негативных мнений?

— Я считаю, что в Апатитах живут очень вовлеченные люди с высокой «насмотренностью», разбирающиеся и знающие. Но мы оказались совершенно не готовы к тому, что они критикуют не само искусство, не «что это», а – «как это»? Начинают спрашивать: «За чей счет это сделано? А может быть эти деньги потратить на что-то более нужное?» И хотя искусство не может решить все социальные задачи, критичные проблемы, оно чаще всего их вскрывает. Та критика, что мы слышим, чаще всего не об объекте, а о том, что «я отдал Северу жизнь, оставил здесь здоровье, а у меня нет больницы»… Когда нам говорят, что об этом следует сделать арт-объект, я понимаю, что искусство запускает какие-то процессы, мысли о том, что глубоко волнует людей. С этим трудно работать, но нужно, — комментирует Ольга Широкоступ, главный куратор Центра современного искусства «Сияние».
Критика, безусловно, будет, но и процесс «присвоения» нового арт-объекта уже пошел. Например, некоторые объясняют наличие зубов у камня тем, что апатит входит в состав зубной пасты, а еще этот минерал собираются добавлять в зубные импланты нового поколения…

Сберечь себя ночью

Поскольку ЦСИ «Сияние» базируется в здании «Изовелы», именно тут, в зимнем саду, 18 декабря откроется выставка Анастасии Кизиловой «Проект Оазис». Настя приезжала в августе на хибинский пленэр и увезла домой множество идей, родившихся на Севере.
«Свет жизненно важен для людей и растений, — описывает свой проект художница. — В Петербурге я сталкиваюсь с зимней депрессией ежегодно, и каждую осень я «распаковываю» знание о том, как с ней справляться. Осенью окна петербуржцев залиты светом фитоламп. Зеленые оазисы на подоконниках — спасительные островки среди серых будней и долгой зимы. Однако оазисы не растут самостоятельно — за их красотой стоит невидимый труд. Выращивание растений соотносят с образом домохозяйки, заботящейся об уюте.
В северных городах такой уют часто не покидает пределы личного пространства. Но что, если мы попробуем собрать заметки, книгу рецептов по созданию уюта в полярную ночь? Дополним ее идеями советских разработчиков, обменяемся индивидуальным опытом? Поучимся друг у друга? Подружим зеленые уголки?»…
«Проект Оазис» свяжет жительниц Санкт-Петербурга и Апатитов с целью обмена личными и коллективными практиками заботы о себе во время долгой зимы и полярной ночи. Зимний сад санатория «Изовела» станет местом встреч и обмена — Анастасия расскажет о своих проектах «Суккулентотерапия» и «Санаторий Оазис». Пространство дополнят летние рисунки растений Хибин, текстильные объекты, акварели, керамика.

Каток, которого не было

19 декабря в 19 часов ЦСИ «Сияние» откроет арт-каток при участии ди-джея Кати Гусевой на территории профилактория «Изовела» — такого здесь не бывало никогда, даже во времена «Апатитстроя».
Новое пространство соединит современный каток, зону отдыха под открытым небом и площадку для специальных событий Центра в зимние месяцы. Проект создан в сотрудничестве с художником Вовой Перкиным, его работы украсят каток: встречать гостей будут баннеры с авторскими принтами и красочные флажки.
Каток будет работать бесплатно, с 15 и до 22-23 часов, чтобы не помешать отдыхающим в профилактории, поскольку тут будет звучать музыка, а по воскресеньям проводиться дискотека. Сезон катания рассчитан на несколько месяцев, до 31 марта. Во время работы катка будет открыт прокат коньков (за 100 рублей) и кафе, где можно выпить горячего чая, съесть булочку или пирожок. Каток небольшой, уютный, отлично подходящий для дружеских тусовок, а на 5-6 января тут планируются новогодние квесты.
Что касается перспектив профилактория, то у него большое совместное будущее с ЦСИ — тут планируется и галерея, и пространства для общения, а также для учебы, ведь кроме курсов по современному искусству для подростков планируется открыть подобные и для взрослых. Да, будет перестройка и реставрация, но с сохранением советской архитектуры и «максимально мягким» проникновением искусства в стандартную жизнь профилактория.
(12+)

Фото Валентина Жиганова и Федора Мухаметшина.

Поделитесь:Share on VK
VK