Свети, «Полярный»!

Кто придумал вывеску для кинотеатра в Апатитах
и кто решил ее включить

В сентябре, на праздновании Дня города, телеведущий Андрей Малахов произнес в микрофон: вслед за рестораном «Заполярье» и его кулинарией засветится и вывеска кинотеатра «Полярный», а произойдет это в декабре. Теперь обещание не просто выполнено, но еще и с опережением сроков: полярная ночь еще не наступила, а белые и красные буквы, а также синие элементы дизайна над козырьком кинотеатра мягко переливаются в темноте.

Вернуть былое или хотя бы бережно сохранить память о нем старается арт-директор Центра современного искусства «Сияние» Михаил Князев — его лично очень интересуют Апатиты как заповедник «советского» наследия, место, которому удалось сохранить визуальные детали прошлого: фрески, мозаики, основы вывесок. Не все (например, очень жаль, что была зашита сайдингом огромная карта на крыльце почты на Ленина), но большинство. Почему не разрушили? Да просто руки не дошли, или глазу местного жителя все это незаметно, неинтересно. Однако для людей пришлых сразу ясно — тут кладезь. Ведь иначе как чудом сохранившиеся металлические основы для вывесок и не назовешь.

— Так же, как и световые элементы для двух вывесок, ресторана и кулинарии «Заполярья», эта, для кинотеатра, была сделана в Москве компанией «Неонзавод Ярко» и доставлена оттуда в Апатиты, — рассказывает Михаил. — Сейчас все переходят на более удобный гибкий неон, с которым легче работать, но мы решили, что для советских вывесок и свет будет тем, настоящим, из стекла, по оригинальной советской технологии. Которая, к сожалению, уже «вымирающий вид» — все хотят оптимизировать процессы, а тут много тонкой работы с хрупким материалом.
Специалисты из Москвы приезжали еще осенью, сделали обмеры каждой буквы, каждого элемента. Затем создали чертежи, построили и подогнали каждую световую деталь по шаблону — дело это очень кропотливое. К тому же, тут большая площадь работ, очень сложно было монтировать верхнюю кромку буквы «П» — солидная высота, дотянуться физически сложно.


Спрашиваю у Михаила, есть ли еще где-то по стране заказы подобного характера, или восстановление старых вывесок сегодня редкость?

— Я думаю, что мы — центр «Сияние» и Андрей Малахов, — задали очень хороший тон, создали интересный прецедент, и пока я другого такого опыта не знаю. Да, со всей логистикой, с перевозками материала и переездами людей, это процесс недешевый. Но оно стоит того, потому что видно, как качество работы влияет на визуальный облик города в целом, создает точки притяжения, в Апатиты возвращается свет во всех смыслах. И это, наверное, очень символично, это красивая история о том, как «Сияние» возвращает сияние.

Вообще, никто так и не смог вспомнить год, в котором неоновый свет с вывески исчез. А вот время, когда здание было украшено надписями, хорошо известно. Потому что жив и здоров человек, создававший облик кинотеатра — это Георгий Кузьминский, бывший секретарь комитета комсомола и профкома «Апатитстроя», бывший начальник отдела администрации города. При этом мало кто знает, что Георгий Кириллович — не просто художественно одаренный человек, но и профессионал, он получил высшее образование на художественно-графическом отделении педагогического института имени Герцена по специальности учителя черчения, рисования и начертательной геометрии.

— Я окончил школу №6 в Кировске и изостудию, — рассказывает Георгий Кириллович. — Надо было где-то работать до армии и в июле 1965 года я устроился в кинотеатр, который открылся в июне того года. Проработал в нем художником-оформителем до сентября.
В мои обязанности входило рисовать афиши, причем, кистями и красками — каждый день по нескольку, потому что фильмов было много, день-два показывают и меняют. Да и афишных тумб в городе было три: на площади Ленина, в Старых Апатитах и на Белоречке, для каждой нужны были афиши. Первый фильм, показанный в кинотеатре, не назову, но одну из своих афиш запомнил — это был фильм «Лушка», главную героиню я и изображал.
Именно тогда директор кинотеатра Ипполитова мне и дала задание сделать лекала букв для вывески кинотеатра, придумать и разработать особый шрифт, чтобы буквы были похожи на льдины, на айсберги. Ведь название «Полярный» у кинотеатра было сразу, оно появилось еще до строительства, было обозначено на архитектурном плане будущего объекта. Я хотел выбрать более тонкий шрифт, но директор сказала: «Надо погрубее!». Я сделал шаблоны букв, вырезал из картона, их увезли в Управление механизации строительства треста «Апатитстрой»: там уже создали надпись из металла, которая до сих пор украшает здание с правой стороны. На основе моего шрифта чуть позже разработали и фронтальную вывеску, которая расположена над козырьком.


Георгий Кузьминский вспоминает, что в новеньком кинотеатре был буфет с водами и мороженым, а также очень просторный холл: молодежь нового города с энтузиазмом культурно обогащалась именно здесь, ведь Дворец культуры, который начали строить одновременно с «Полярным» был сдан позже. Валерий Берлин в книге «Апатиты. Старый новый город» пишет об этом так: «…началось строительство двух объектов, которые очень ждали горожане — Дворца культуры (его возводила бригада Михаила Калацого) и кинотеатра «Полярный» (здесь работала бригада Ивана Лепко, выделившаяся из коллектива Калацкого, а руководил работой Феликс Аркадьевич Геллер). От фундамента и до крыши работали методом бригадного подряда. Отделку кинотеатра вела бригада знаменитой уже тогда Антонины Алексеевны Бухальцевой».

Кроме «Полярного», в городе было молодежное кафе на том месте, где позже построили гостиницу «Аметист», и кафе «Пингвин», соединявшее женское и мужское общежития «Апатитстроя», там ребята могли питаться ежедневно, там же играли комсомольские свадьбы — мы с супругой в том числе, — вспоминает Георгий Кириллович. — Молодежи в город тогда приезжало очень много, наш комитет комсомола ежедневно получал письма с просьбой принять и трудоустроить от людей со всей страны — здесь шла ударная молодежная стройка, возводили АНОФ-2, Центральный рудник, строили дома. Вы, кстати, знаете, что Апатиты -единственный город в Мурманской области, в котором никогда не было бараков?
Трест у нас был огромный, самый крупный в области, работало в нем 15-16 тысяч человек, и всем было необходимо жилье. Так, в общежитиях на Бредова жили одинокие, а вот на Жемчужной и на Ленина были выстроены малосемейные квартиры уже для женатых работников.
Спрашиваю у Георгия Кузьминского, нравится ли ему, что старинные вывески опять засветились?

— Конечно, это хорошо, это правильное дело — вернуть свет тем надписям, что еще сохранились. Было бы еще лучше, если бы и старые названия в городе вернуть магазинам — «Тимур» и «Полюс», «Арктика» и «Дружба», «Север» и «Северное сияние». Как хорошо это звучало!

1 июля 2020 года «Полярный» отметил 15 лет своей второй жизни — именно столько прошло с даты первого показа после реконструкции. В качестве кинотеатра он работал до 1996 года, затем зал превратился в танцпол, появился бар, в здание переехала «Галерея «М». Вероятно, Апатиты были передовым городом, который объединял любителей рейва и живописи — в одном здании и в одно время, иногда даже в одни и те же часы.
Спустя девять лет ночной клуб «Полярный» вновь стал кинотеатром. Постепенно отремонтировали зал, взамен пленочного аппарата формата 35 мм в кинотеатре появилось новая киноустановка для цифрового показа фильмов с высоким качеством изображения, в том числе, в формате 3D — «Полярный» здесь был первым в области!

— Именно работникам кинотеатра и его сегодняшнему директору Ивану Королеву нужно сказать большое спасибо за то, что вывески с двух сторон здания сохранились, — говорит Михаил Князев. — Все эти годы за ними следили, не давали упасть от сильного ветра, подкрашивали, не допуская ржавчины. К тому же, всегда существует соблазн отказаться от наследия совсем либо заменить его на новодел, на лайтбоксы. Однако отношение к сохранению былого здесь, в Апатитах, меня приятно удивило, такое сейчас мало где найдешь.
Также огромное спасибо ребятам профессиональной аварийно-спасательной службы Апатитов — они помогли поднять на крышу материалы и оборудование, предоставили тепловую пушку — это очень облегчило работу мастерам в экстремальных для них условиях: к их приезду здорово похолодало, а им пришлось монтировать сложные соединения, потом решать вопрос о том, как грамотно все запитать. Но главное, если какая-то деталь выйдет из строя, ее можно будет изготовить заново и заменить.

Те, кто разбираются в графике, сразу видят — шрифт надписи «Полярный» действительно авторский, рукописный, переведенный в графику. Каждый человек, местный или приезжий, объясняет его себе одинаково, как поверхность льда, треснувшую и разделившуюся на куски.
«Интуитивно это считывается, работа проделана хорошая, любой дизайнер, человек, работающий со шрифтами, обязательно отметит и похвалит, потому что это объективно очень красиво», — говорит Михаил. А потом как-то очень искренне, почти по-детски спрашивает: «А вам нравится вывеска на «Заполярье»? А вообще местным жителям все это нравится? Что говорят?».
Он упоминает, как пришлось передвигать над козырьком ресторана буквы — сразу на семь метров, потому что за годы здесь выросли деревья и перекрыли надпись. Деревья предлагали спилить, но мастера отказались. А потом смонтировали стеклянные трубочки и включили свет — красный, синий, зеленый… Впереди — еще одна реставрационная работа: над торговым центром и бывшим рестораном свет обретут буквы «Хибины».
Так нравится ли нам? Конечно, нравится, ведь свет — это то, чего всем не хватает на Севере, то, что создает ощущение уюта и тепла даже в самые холодные дни полярной ночи. А все вместе это поднимает настроение, возвращает надежду, уберегает от тоски.

Поделитесь:Share on VK
VK