По волнам моей паники

virusyВо время генеральной уборки мне попалась на глаза небольшая книжка. И обратила я на нее внимание из-за картинки на обложке — земной шар в медицинской маске. Книга “Размышления и споры о вирусах”. Авторы — Даниил Голубев и Владислав Солоухин, советские ученые, посвятившие свою жизнь изучению вирусов. Год выхода книги в свет — 1989. А вы помните, какое было время? Не только начало конца Советского Союза, но и время появления и даже разгула СПИДа. Вирусного заболевания.
Когда СПИД был чумой

Лекарств от СПИДА еще не было придумано, если ставили такой диагноз, то уже никакой надежды не оставалось — человек погибал. СПИД называли “чумой XX века” и никто не знал, сможет ли человечество справиться с этой бедой. Видимо, на волне этой тихой паники я и купила 30 лет назад книгу о вирусах, где очень хорошим, понятным языком ученые рассказывали о тревожных и страшных вещах.

В 2020 году я отыскала книгу вовремя. Перечитала за несколько часов. И знаете, мне стали понятнее многие события, которые происходят в мире в связи с распространением COVID-19. А самое главное — появление этого нового коронавируса тоже было предопределено.
Спешу поделиться знаниями в виде отрывков из интересной книги.
Вообще, что такое вирусы? Потомки самостоятельно развившихся форм жизни? Взбесившиеся гены? Пришельцы из космоса? Какова роль вирусов в биосфере и может ли человек без них обойтись?

Авторы книги называют вирусы “удивительным творением природы, для которых еще не найдено точных определений”. И удивительны вирусы прежде всего тем, что о них никто не может сказать хорошего слова. Бактерии и микробы бывают полезными для человека. Но скажите, приходилось ли кому-нибудь хоть раз услышать “из-за отсутствия вирусов гриппа состояние организма ухудшилось”?
“Существуют ли полезные вирусы — вопрос спорный, но подобных вопросов в вирусологии не перечесть, ведь этой науке только 100 лет”.
Даже поверхностное знакомство с миром вирусов не оставляет сомнений в том, что каждое их семейство, каждый вид борются за свое существование.

Изменчивый и ускользающий

Возьмем инфекционные вирусы. Возбудителей гриппа, например.

“Не надо быть ни врачом, ни биологом, чтобы увидеть, как легко этот вид ускользает и от естественной защиты ранее переболевших людей, и от наших попыток его уничтожить с помощью вакцин и сывороток. Делает он это с помощью классического биологического приема — изменчивости своих основных свойств, благодаря чему он постоянно находит чувствительных к нему особей. Разве это не то же самое, что делали и делают все прочие виды живых существ, борясь за свое существование?
Вирусы пронесли через тысячелетия свою генетическую индивидуальность, точно так же, как это сделал человек, хотя за пять тысяч лет сменилось всего 200 поколений людей (если считать по четыре поколения в один век), а вирусов полиомиелита или оспы — примерно в 100 тысяч раз больше, учитывая, что срок жизни одной генерации вирусов исчисляется несколькими часами.

Тем не менее, достоверно известно, что египетские фараоны болели тем же самым полиомиелитом, что и президент США Франклин Делано Рузвельт. А оспины на лицах спартанских воинов ничем не отличаются от тех, что есть на лицах некоторых наших дедов и прадедов.
Сегодня специалисты насчитывают не менее 500 различных болезней, в возникновении которых в той или иной степени виноваты вирусы. Среди них и такие тяжелые, практически неизлечимые, как бешенство, и такие вроде бы легкие, на которые человек старается не обращать внимания, как ОРЗ (30 лет назад не использовали аббревиатуру ОРВИ — О. Щ.). А между этими полюсами — вся гамма переходов. Достаточно назвать лишь самые распространенные — натуральная и ветряная оспы, желтая лихорадка, грипп, различные энцефалиты, инфекционные гепатиты, бородавки, СПИД, хронические и медленные инфекции нервной системы, корь”.

virusy2

Споры о гриппе

“…Грипп — самая массовая инфекционная болезнь нашего времени. Почти ежегодно по стране прокатываются его эпидемии, во время которых всего за 4-6 недель переболевает значительная часть населения.
…Если принять во внимание все методы вычислений, то можно считать, что в год средней, обычной эпидемии, истинным гриппом в СССР переболевает примерно 15-16 миллионов человек. А в год необычной, не средней эпидемии? Видимо, раза в два-три больше. Прямо скажем, до настоящего времени, до тех пор, пока грипп так вольготно чувствует себя на нашей планете, подсчет с точностью “миллион туда, миллион сюда” вполне всех устраивает.
Ну а как долго будет продолжаться это “пока”? Все государства мира ищут возможность раз и навсегда покончить с гриппом, но так и не находят. В чем же дело? Почему медицине удалось полностью ликвидировать оспу, усмирить и взять под контроль чуму, полиомиелит, дифтерит, корь, а вот с гриппом справиться не удается?
Ежегодно прививаются десятки миллионов человек, детей и взрослых. А заболеваемость? А заболеваемость не только не снижается, но, наоборот, год от года даже растет. Правда, если бы население не прививалось, она бы росла быстрее, с этим никто не спорит, ибо профилактический эффект вакцина оказывает. Но грипп не исчезает насовсем”.

Память об “испанке”

“Впервые человечество столкнулось с ним в 1918-1920 годах в виде пандемии “испанки”, которая унесла жизни 20 миллионов человек, больше, чем первая мировая война.
Давно уже считается общепризнанным, что возбудители той страшной пандемии были так называемые “свиные” вирусы гриппа. В 1931 году американский ученый-вирусолог Р. Шоуп выделил вирус гриппа такой характеристики от свиней. И только позднее, с помощью специальных исследований установили, что именно эти вирусы и были возбудителями “испанки”, а потом перекочевали в свиней…
Грипп 1918-1920 годов остался в памяти людей как нечто совершенно ужасное. Но потом началась эпоха обычного гриппа более или менее выраженными эпидемическими волнами. Эти волны крайне неприятны, вызывают массу отрицательных явлений, но все это не идет ни в какое сравнение с событиями периода “испанки”. Название это возникло потому, что о гибели людей от непонятной болезни писали газеты только одной страны Испании, так как она была нейтральной в первой мировой войне”.

Пандемия или эпидемия?

“От чего зависит, будет ли в том или ином году пандемия или эпидемия? Прежде всего и больше всего от того, начнет ли циркуляцию новый вирус или почти такой, который вызвал заболеваемость в предыдущие годы. Если совсем новый — будет пандемия, если не совсем новый — эпидемия. Но ведь это фактически один и тот же возбудитель, только постаревший на год-два-пять-десять. Как правило, каждые 9-11 лет на смену одному подтипу приходит другой, и он сперва обусловливает пандемию, потом стареет и, в свою очередь, заменяется новым.
Продолжительность циркуляции одного и того же вируса, вот эти самые 9-11 лет, называется пандемическим периодом.
К примеру, рассмотрим сроки начала пандемий гриппа А в 19-20 веках: 1889, 1900, 1918, 1929-1930, 1947, 1957, 1968, 1977 (если учитывать эту последовательность и в 21 веке, то получится 2009-2010 год — помните этот кошмарный свиной грипп? — О.Щ.). Из этого перечня следует, что 9-11 лет — это один вид временного интервала между пандемиями, другой — 18 лет. Почему же вообще существует такая периодичность? Почему не 5 и 7?

По этому поводу есть стройная гипотеза выдающегося советского ученого-энциклопедиста А. Л. Чижевского, который увязывал этот срок с периодической активностью Солнца. У гипотезы нет открытых противников. Все признают, что в ней есть рациональное звено. Представляется весьма вероятным возникновение этаких мутационных бурь во всей живой природе от вирусов, бактерий и мух дрозофил до слонов и людей под влиянием солнечной активности. Просто на вирусах это четче и очевиднее проявляется. Очень может быть, что загадочные 11 лет имеют связь с циклами активности Солнца. Просто глубокого анализа этих связей еще не было”…

Продолжение следует.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *