Профессор рисует орнаменты

Апатиты. Необычный урок прошел в школе искусств

Профессору Войтеховскому пришлось не только рисовать, но и отвечать на детские вопросы. Фото Светланы Наглис.

Профессору Войтеховскому пришлось не только рисовать, но и отвечать на детские вопросы. Фото Светланы Наглис.

— Вообще-то я не очень хорошо рисую, — предупредил Юрий Войтеховский детей.

— Ничего, — успокоили его дети, — бывает и хуже!

Все из природы

Этот урок по программе «История искусства» вели два преподавателя — искусствовед Ксения Колобова и директор Геологического института КНЦ РАН профессор Юрий Войтеховский. Заранее договорились, что одна познакомит ребят с художественными орнаментами, а другой — с математическими.

Для третьеклассников эстетического отделения не стало открытием, что все разновидности орнаментов, которые придумали люди, они подсмотрели в природе. Будь это растительный, зооморфный или антропоморфный. Ребята уже знали, что любой многократно повторяющийся элемент орнаментов взят из окружающего нас мира. А вот то, что у математиков есть свои орнаменты, стало неожиданностью.

Для Юрия Леонидовича выступление перед детской аудиторией — непривычное дело, и он старался подбирать слова и сравнения, понятные десятилетним ученикам. Ведь ему нужно было объяснить, что плоскость симметрии есть у всех живых существ, что оси бывают разных порядков, что есть наука кристаллография и линейные орнаменты, вычисленные математиками.

— Что такое порядок? Когда носки на люстре висят — это непорядок. — говорит Юрий Леонидович. — А если все убрано и каждая вещь лежит на своем месте — это порядок.

После нескольких примеров (определяли оси у червячков, людей, кристаллов) ребята приступили к рисованию, ведь любопытно же, что там математики навычисляли.

Старались для внуков

Оказалось, что только двухцветных линейных орнаментов существует 31 вариант. Ребята могли использовать для их изображения разносторонние треугольники белого и еще одного (на выбор) цвета. Юрий Войтеховский рисовал на доске, а его ученики — в специальных тетрадях.

Азбука по истории искусств — так они называются. Дети ведут их по совету Ксении Колобовой: в азбуках они сами вырезали алфавитный указатель, на этом уроке использовали странички под буквой «О».

— Вот вырастете вы, — говорит им преподаватель, — будут у вас дети, а потом и внуки. Спросят вас: а что такое живопись? К старости память у людей слабеет, но у вас на антресоли будет азбука храниться. Достанете, откроете нужную страничку и все внуку объясните и покажете.

Идея ребятам понравилась, и теперь они старательно заполняют страницы.

Правда, 31 линейный двухцветный орнамент в тот день на страничке с буквой «О» нарисовать не удалось — времени хватило только на 10. Но, как ни странно, ребят это занятие очень увлекло, они даже немного расстроились, что урок такой короткий. Зато каждый получил от профессора оценку — десятку, и автограф на память. А еще — приглашение на экскурсию и обещание подарить осколок какого-нибудь минерала.

Это интересно(0)(0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *