Дом №56 на улице Жемчужная мы искали долго — нумерация строений в этом районе непростая. Оказалось, бывший детский сад надежно укрыт зарослями разросшейся крапивы и борщевика. Но укрыт он только для глаз тех, кто в Старых Апатитах бывает редко. А вот жильцы пятиэтажного дома №54 на Жемчужной вынуждены целыми днями любоваться на то, как разруха с помощью людей “доедает” когда-то востребованное здание.
Чем это закончится?
Во вторник в редакцию “ДД” позвонил житель Старых Апатитов и спросил: куда смотрит администрация города? Мужчину возмутило отношение властей к своему имуществу, а точнее, к дому №56 на улице Жемчужная. Когда-то это был детский сад, потом помещение несколько раз сдавали в аренду. Последний арендатор, частная пекарня, съехал оттуда в декабре прошлого года. На здании до сих пор висит вывеска “Люна”, и мы вспомнили, что это ведь была первая частная пекарня, много лет назад открывшаяся в Апатитах!
Оказывается, перед закрытием делами “Люны” занимались ее уже новые хозяева. А дела, как и у многих предпринимателей в кризис, пошли неважно.
Все дело в том, что одновременно поднялась цена муниципальной аренды за само здание и за землю под ним, и в местную торговлю пришли сетевики. А значит, упал сбыт — войти местным производителям в “сети” чрезвычайно трудно. В лучшие времена пекарня выпускала до пяти тысяч буханок в день, и с такими объемами даже рост цены на аренду был бы не так страшен. Но, увы, нет сбыта — нет объемов, и перед закрытием здесь выпускали лишь тысячу буханок в день. Пекарня закрылась, двенадцать сотрудников остались без работы…
Все это произошло еще зимой, но пока были сугробы, здание понемногу приходило в упадок. А летом началось…
— До 1 августа здание стояло нетронутым, а сейчас там такой кошмар творится! — говорит читатель. — Окна выбиты, дети внутри бегают, все крушат, а вчера вечером смотрю — машина стоит, в нее что-то грузят, может, трубы оттуда воруют, ведь к зданию все коммуникации подведены. Чем это может закончиться?
Мы приехали к бывшему садику вечером, увидели контингент “отдыхающих” у здания и… не рискнули выходить из машины. Около здания бегали мальчишки лет восьми, на ступеньках сидела парочка местных жителей — выпивали, из-за угла вышел еще один мужчина: допил пиво, бросил бутылку и исчез в кустах.
“Да тут клуб по интересам!” — воскликнула коллега. А потом предложила посмотреть, что происходит с другой стороны. Там было еще страшнее — кучи мусора, склад бутылок и еще более колоритные личности. Внутрь здания мы не пошли, и так все было ясно: попасть в него может кто угодно, и делать там могут что угодно.
Судя по масштабам разрушений, громить сад начали далеко не 1 августа, просто сейчас это стало заметнее. На то, что внутри бегают дети, жители окрестных домой даже в полицию жаловались — с начала августа три раза звонили. Наряд приезжал, выгонял детей и уезжал, большего полицейские в такой ситуации сделать не могут. Как думаете, насколько быстро дети туда возвращались?
Но жалобы жителей даром не прошли. Насколько нам известно, в администрации о проблеме знают и намерены решить ее как можно быстрее.
Здание муниципальное, так что надежда на хоть какой-то сдвиг есть, чего не скажешь о следующем адресе, куда мы отправились.
“Фрегат” и немного сажи
Многострадальное здание магазина “Фрегат” продолжает беспокоить жителей близлежащих домов. После того, как магазин съехал, здание начали крушить. Довольно быстро разбили огромные витрины, и внутри тоже появились “клубы по интересам”. Чтобы закрыть доступ внутрь, пришлось обращаться к собственнику здания, а потом и к арендатору. В итоге в октябре 2015 года вместо разбитых витрин появилась сетка-рабица, в которой буквально через неделю образовались прорехи.
Сейчас вместо витрин и сетки тут выстроили стены, но внутрь явно кто-то лазит — мы заметили отогнутую в одном месте сетку и открытую дверь. Однако не это тревожит людей, а некое строение около входа в бывший магазин. Что это было — сарай или сторожка — сейчас непонятно, потому что все сгорело. Остались только стены, внутри пепелище. А вокруг — обгоревшая мебель, тряпки, вата…
Мимо этой “красоты” каждый день родители ведут детей в садик. А совсем скоро и ученики 15-й школы ежедневно будут наблюдать “прекрасный пейзаж” по дороге на уроки. И хорошо, если только наблюдать, а то ведь и внутрь полезут.
Возможно, хозяин здания и арендатор снова не знают о происходящем? А может, ни тот, ни другой никакого отношения к сгоревшему сараю отношения не имеют?
Все тот же хир…
…Два, три, иногда пять, бывает, и десять, они стоят и смотрят вниз или бегают, как будто играют в догонялки. Это — подростки, которые гуляют по крыше недостроенного высотного здания хирургического корпуса. В конце лета их можно увидеть на крыше практически каждый вечер. Об этом нам рассказывают очевидцы — детей постоянно замечают жители соседних домов. Неравнодушные взрослые, обычно женщины, звонят в полицию, в единую диспетчерскую службу, в редакцию “ДД”.
15 августа нам рассказали, что дети перебрались уже и на крышу самого здания больницы. В воскресенье вечером трое подростков гуляли по крыше той части больницы, где раньше работал приемный покой. Да еще сбросили вниз остатки строительных материалов, которые лежат там после незавершенного ремонта. Заметив, что за ними наблюдают, мальчишки укрылись за одной из кирпичных конструкций. Скорее всего, они забрались на крышу по лестницам, ведущим в металлический переход, который соединяет хирургический корпус с пищеблоком, проходит над основным больничным корпусом и зданием инфекционного отделения.
Город предпринимает усилия, чтобы сделать монументальный недострой безопаснее — и сетки на окна ставят, и входы перекрывают. Но, как и любое “ничейное”, это место привлекает и маргиналов, и любителей экстремально-романтического досуга. И так будет до тех пор, пока проблемное здание не снесут, ведь надежда на то, что у него появится хозяин, очень призрачна.
Ну, и о хорошем. Недостроенное здание пожарного депо на улице Строителей — еще одно опасное место, где любили собираться дети, — скоро исчезнет. Депо начали разбирать.