Какие бывают тесты?

Здравствуйте, уважаемые читатели. С вами Илья Балымов, и сегодня — о методах и приемах психологической диагностики, которые используют психологи для познания своих клиентов.

Я бы разделил эти методы на два основных типа, между которыми найдется место еще одному — промежуточному. Формализованные методы предполагают четкую и однозначную процедуру сбора и обработки данных, а неформализованные — свободу действий психолога на этапе сбора данных и на этапе их интерпретации.

Наиболее распространенный метод первого типа — тестирование. Суть — в стандартном наборе вопросов (заданий), специально разработанных для изучения какого-либо психического качества, а также процедура обработки полученных ответов (ключ). По итогам тестирования обычно делается вывод об уровне развития изучаемого качества, а также дается стандартное словесное описание, как проявляется это качество на данном уровне развития.

Приведу в качестве примера самый краткий из известных мне психологических тестов — шкалу доверия Розенберга.

Прочитайте, пожалуйста, приведенные ниже вопросы. Выберите по каждому вопросу тот вариант ответа, который больше соответствует вашему мнению.

  1. Большинству людей можно доверять или во взаимодействии с людьми нужно сохранять осторожность?

А. Большинству людей можно доверять.

Б. Во взаимодействии с людьми нужно сохранять осторожность.

  1. Люди чаще всего стремятся быть полезными другим или они думают только о себе?

А. Стремятся быть полезными другим.

Б. Думают только о себе.

  1. Как вы думаете, большинство людей попыталось бы обмануть вас, если бы им представилась такая возможность, или вели бы себя честно?

А. Попыталось бы обмануть.

Б. Вели бы себя честно.

Ключ к тесту: 1А, 2А, 3Б. За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставьте себе 1 балл, за несовпадающий — 0 баллов.

Интерпретация результатов:

0-1 балл — низкий уровень доверия;

2 балла — средний уровень доверия;

3 балла — высокий уровень доверия.

На практике чаще всего применяются два вида формализованных тестов: тесты способностей (в том числе тесты интеллекта и достижений) и личностные тесты. Тесты достижений используют для изучения познавательных процессов: мышления, памяти, внимания, воображения и так далее. Обычно перед человеком, проходящим тестирование, стоит задача: за ограниченное время дать как можно больше правильных ответов на вопросы разного уровня сложности или правильно выполнить как можно больше заданий.

Например, для изучения особенностей внимания используется так называемая корректурная проба. Перед вами набор букв. В течение минуты вам надо в этом наборе вычеркивать одну букву и подчеркивать другую. При обработке результатов подсчитывают количество правильно подчеркнутых и вычеркнутых букв и количество ошибок (неверно подчеркнутых, вычеркнутых или пропущенных букв).

Давайте попробуем? Я немного изменю классическую процедуру. Вооружитесь секундомером, а еще лучше попросите кого-нибудь вести отсчет времени — 60 секунд.

Итак, материалом для работы будет эта статья. Вам нужно идти взглядом по строчкам, начиная с самого начала статьи слева направо и последовательно отмечать некоторые буквы: “а” зачеркивать, “н” обводить в кружок, букву “о” — подчеркивать. На том месте, где вы закончите работу, поставьте вертикальную черту. Потом можете поменяться ролями со своим помощником: пусть он продолжает работу с того места статьи, где закончили вы, а вы будете засекать время. После того, как работа будет закончена, подсчитайте результаты — количество правильно отмеченных букв и количество ошибок — и сравните их. Кто оказался лучше? Можете превратить этот тест в соревновательную игру и играть в нее каждый день — тогда это станет тренингом вашего внимания.

Личностные тесты обычно включают в себя вопросы о том, какого мнения придерживается тестируемый по тому или иному вопросу, как он ведет себя в разных ситуациях и какие качества личности, характера ему свойственны.

Что касается неоформализованных методов психологической диагностики, то к ним можно отнести свободную беседу, интервью психолога с клиентом, наблюдение психолога за поведением клиента или анализ результатов какой-либо его деятельности.

Хороший психологический тест проходит множество сложных процедур стандартизации, верификации и так далее. Все это позволяет разработчику утверждать: результаты теста объективны. А вот неформализованные методы диагностики всегда дают результат субъективный, основанный как на профессиональных знаниях и опыте психолога, так и на его интуиции. Разница огромна!

Формализованные методы дают возможности отнести тестируемого к определенному психологическому типу, а неформализованные, наоборот, позволяют понять его индивидуальность. Естественно, такое понимание всегда субъективно, ведь само по себе понимание — действие глубоко личное, понимание у каждого свое.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *