И о духовой музыке. Полвека назад…

Фестиваль духовой музыки Шестнадцать солистов, три ансамбля и один оркестр собрались на фестиваль исполнителей музыки на духовых инструментах “Заполярные фанфары”. Почти все из Апатитов, кроме ансамбля из Дворца культуры “Металлург” Кандалакши. Фестиваль прошел на базе детской музыкальной школы имени Леонида Буркова. Торжество, радость, огорчения, награды и звания... Но главное - у юных музыкантов был праздник, дети и подростки показали взрослым и друг другу, как они умеют играть. На фото: музыканты из Кандалакши и их руководитель Николай Стороженко. Фото Натальи Соболевой.
ФЕСТИВАЛЬ ДУХОВОЙ МКЗЫКИ
Шестнадцать солистов, три ансамбля и один оркестр собрались на фестиваль исполнителей музыки на духовых инструментах “Заполярные фанфары”. Почти все из Апатитов, кроме ансамбля из Дворца культуры “Металлург” Кандалакши.
Фестиваль прошел на базе детской музыкальной школы имени Леонида Буркова.
Торжество, радость, огорчения, награды и звания… Но главное — у юных музыкантов был праздник, дети и подростки показали взрослым и друг другу, как они умеют играть.
На фото: музыканты из Кандалакши и их руководитель Николай Стороженко.
Фото Натальи Соболевой.

И о духовой музыке. Полвека назад я жил в украинском селе. В каждом селе — клуб, дом культуры и т. п. В каждом клубе — духовой оркестр. В села не каждый день завозили хлеб, баня работала два дня в неделю (один мужской, другой женский), освещения на улицах не было, потому ночи были именно ночами, черными и загадочными, но оркестра в клубе не могло не быть. Так уж жизнь в то время складывалась.

Вы спросите, где совхозы и колхозы брали такую массу музыкальных руководителей? В Киеве. Один или два раза в неделю к нам приезжал Яков Моисеевич или Семен Ильич (простите, запамятовал) и учил нас музыке…

Играть в духовом оркестре было у нас почетным делом. И завидным. Как сегодня ездить на “Феррари”. И когда мне исполнилось двенадцать, я пошел в клуб и записался на учебу. Капельмейстер Семен Ильич слегка проверил мой слух и чувство ритма. Годен. Спросил, хочу ли я играть на теноре. Я не возражал. Хотя бы потому, что не знал, что это такое. Как патриот-новобранец, я готов был служить в любых войсках, лишь бы на передовой.

Приступил к занятиям. Первая партия, которую я получил, была: соль-соль-ля-соль — в марше “Смело, товарищи, в ногу”. Навек запомнил! Были и еще ноты и марши. А через несколько месяцев капельмейстер объявил, что 9 мая мы играем на сельском празднике на площади. Как я волновался! Как десять невест перед смотринами.
И я играл! Мы были в белых рубашках и в алых пионерских галстуках, день теплый, солнечный, на площади много-много людей, и внимание всех приковано к нам, а я наяриваю: соль-соль-ля-соль… Эх, было дело!

До этого дня родители мои знали лишь то, что я занимаюсь в духовом оркестре, и не более. Они не вмешивались (и спасибо им огромное!) в мою жизнь, если речь не шла о плохих оценках или поведении в школе. И все же вмешались. Один раз.

Вернемся к 9 мая. У нас перерыв. Смотрю, Семен Ильич разговаривает с моим отцом. Я подошел, думал, похвалят, а папка спрашивает у капельмейстера, зачем он выдал мне такую дудку некрасивую (это он про тенор). И мой капель, слегка приседая перед директором совхоза и прижимая руки к груди, говорит, что он легко может перевести меня на кларнет — самый утонченный в сельской местности инструмент. Однако сам он не очень разбирается в этом, но в Киеве у него есть коллега, он не просто хорошо учит игре на кларнете, он профессор в этом деле. Папенька тут же обещает давать раз в неделю машину, чтобы я ездил учиться к профессору.

Расстояние — пятьдесят километров. Дорога — самая бесхитростная брусчатка, на которой все кишки выматывает. Ну, и машина бесхитростная — “ГАЗ-69”, созданный для езды по бездорожью, но не для перевозки юных талантов. Ох, и укачивало меня в этих поездках, ох, и выворачивало, беспощадно и неоднократно. Еще я запомнил из этих поездок подвал Михаила Соломоновича, мы спустились туда за нотами. Все стены небольшой комнаты до потолка занимали стеллажи, а на них очень плотно — альбомы и тетради с нотами. Да, занятия в клубе были совершенно бесплатными, для всех. Но профессору отец наверняка платил, это ведь были совершенно частные уроки.
И вот любимое занятие с помощью родителей стало нелюбимым. Нет, я им все равно благодарен, они же хотели, как лучше. А скоро мы переехали из-под Киева в Запорожье. Ну, не в сам город, в село за окраиной. Но оттуда ходили автобусы в город. И про музыку я уже не вспоминал — сельский мальчишка получил возможность заниматься в большом спортивном клубе. И тоже без участия родителей…

А жаль, я не смог побывать на фестивале, о котором заметка вверху.

Ваш Игорь Дылёв.

Дудите и выдудите!

Мысль недели: От медицины у нас остался лишь тост: за здоровье!

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *