Тех, кто любит свой город, беспокоит даже судьба деревьев на его улицах. А тех, кому все равно, пожалуй, словами не перевоспитаешь. Но вдруг найдутся люди, которые помогут деревьям вырасти, а равнодушным — понять, что это тоже важно?
2 октября “ДД” по электронной почте получила письмо: “Напишите, пожалуйста, про кедры около 10-й школы в Апатитах — когда посажены и так далее. Недавно вижу картину: парень прыгает, пытается отломать ветку кедра. В итоге это ему удается. Он с довольным видом несет ее жене, показывает и кладет в детскую коляску. На мое замечание — я сказал парню о возрасте кедра и о том, как медленно они растут — полное непонимание. В ответ от него услышал: “А что такого?!” Его, видимо, совсем не интересует судьба и будущее города и жизнь его ребенка в нем… Максимум через неделю ветка будет на помойке, зато жена довольна, а он — добытчик”.
Автор письма оставил только имя — Виктор. Больше ничего о себе не сообщил. Зато нам есть, что рассказать читателям. С историей появления восьми кедров на улице Дзержинского в Апатитах редакция “ДД” хорошо знакома. В начале ноября 1999 года мы вместе с Татьяной Кузнецовой встречали грузовик, на котором кедры привезли в город. Вместе с деревьями и рабочими приехал Лерий Казаков, научный сотрудник Полярно-альпийского ботанического сада-института, который руководил пересадкой деревьев. Вот что он рассказывает об этом событии почти 16 лет спустя:
— В конце 90-х было такое популярное движение “Звенящие кедры России”. В Апатитах его активистом был Виталий Мотов, он обратился ко мне с просьбой: нельзя ли посадить в городе эти прекрасные деревья? В 50-х годах вокруг Апатитов и Кировска высадили кедры, было несколько посадок. Но деревья на длительное время остались без ухода, часть из них погибла, не выдержав конкуренции с быстрорастущими соснами и березами. В районе нового аэропорта среди сохранившихся кедров я нашел те, что можно было пересадить без последствий. Ведь они не отдельно там росли, их корни переплелись с корнями других деревьев. Мы готовили их к пересадке заранее, у меня даже специальная методика была.
— Я помню, что в ноябре 1999 года было ужасно холодно. И мы еще поражались, как в такой мороз можно деревья пересаживать?
— Вот именно тогда их и можно было пересаживать: в мороз не разрушается земляной ком и целыми сохраняются корни деревьев.
— Все восемь кедров на Дзержинского прижились. Как Вы оцениваете их состояние сейчас?
— К сожалению, в городе они остались без присмотра и без ухода, поэтому выглядят не так хорошо, как кедры в Ботаническом саду или в Академгородке. Деревья долго приживались, ведь почва, в которую их пересадили, очень бедная. Торф, которого и было немного, давно переработали другие растения. Кедры нужно было подкармливать, рыхлить почву вокруг, добавлять землю с органикой. Я обращался с просьбой присмотреть за деревьями в десятую школу еще в то время, но она осталась без ответа.
— Где еще в Апатитах можно увидеть кедры, совершенно нетипичные для наших краев и очень красивые деревья?
— Возле здания администрации на площади Ленина, в Академгородке и рядом с Горным институтом. Те деревья, что рядом с Горным, я привез со станции Хибины, когда в поселке закрыли ПОСВиР. А еще там было лесничество, работал питомник, где выращивали кедры, пихты, лиственницы и лиственные деревья, высокие кустарники, например, желтую акацию.
Лерий Александрович Казаков рассказал также, что кедры, которые 16 лет украшают улицу Дзержинского, работники Кировского лесхоза посеяли орешками в 1956 году. Когда деревья пересадили, им было больше 40 лет, значит сейчас ближе к 60-ти. И они до сих пор не похожи статью на своих сибирских собратьев (кстати, правильное название кедра — сосна кедровая, сибирская). Может быть, лучше не ломать кедрам ветки, а ухаживать за редкими для нашего города растениями? Тем более, что замечательный специалист готов рассказать, как и когда это необходимо делать.
Кстати, 11 октября в 13 часов в центральной городской библиотеке (ул. Пушкина, 4) состоится встреча с заслуженным лесоводом Лерием Казаковым. Он ответит на все вопросы о хвойных растениях нашего края.