С начала года сотрудники ГИБДД задержали 206 пьяных водителей — жителей Апатитов и Кировска.
По вине нетрезвых водителей произошло четыре аварии, в которых пострадали шесть человек.
По статистике, в последние пять лет число “пьяных” ДТП в России неуклонно растет. Растет и количество погибших в них людей. Три года депутаты Госдумы решали, как исправить ситуацию. И придумали…
Принимали долго
Отношения “водитель — алкоголь” давно занимают законотворцев. То допустили, что в крови водителя может быть незначительная доза алкоголя, а потом такую возможность категорически отвергли — под запрет попали даже квас с кефиром. Затем снова ввели допустимую норму алкоголя. Многие восприняли это как “зеленый свет” и садиться пьяными за руль стали еще чаще.
Перспектива попасть в аварию таких водителей не пугала. Как и наказание: большой штраф, лишение прав, а в случае гибели в ДТП людей — колония. Новые поправки к Уголовному кодексу, которые вступают в силу 1 июля, возможно, помогут убрать с дороги большую часть любителей езды подшофе.
К принятию новой статьи в Думе шли долго — с декабря 2012 года. Видимо, последней каплей к ужесточению норм закона стала трагедия, произошедшая в Москве в сентябре 2012 года. Тогда пьяный водитель врезался в остановку, на которой стояли педагоги интерната для детей с задержками развития и их воспитанники. В результате аварии погибли оба учителя — супруги Ширшовы, и пятеро детей. Водитель, которого за это преступление приговорили к восьми с половиной годам колонии, до аварии имел солидную “алкогольную” автоисторию. Права он получил в 2009 году, уже на следующий год его лишили права управлять автомобилем за “пьяную” езду. В 2012-м водительское удостоверение вернули. Но мужчина выводов не сделал и за несколько месяцев 12 раз получил штрафы за превышение скорости. А в сентябре того же года совершил страшное ДТП на остановке. Через три месяца после этого в Госдуму поступил законопроект. Именно он через несколько дней введет в действие новую статью — 264.1 “Нарушение Правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию”.
Кому и что грозит
Согласно этой статье, на скамью подсудимых попадет водитель, которого уже привлекали к ответственности за “пьяную” езду, и он снова в состоянии опьянения сел за руль, неважно какого транспортного средства. Это если очень коротко. А если вдаваться в суть, то надо знать некоторые детали.
Во-первых, статья не делит людей за рулем на тех, у кого есть права, и тех, у кого их нет. И неважно — забыл ли ты водительское удостоверение дома или его изъяли, или прав вообще никогда не было.
Чем управлять, тоже большого значения не имеет — хоть авто, хоть трактором. Стоит лишь уточнить, что в статье указаны и другие механические ТС, к которым с недавних пор относятся и мопеды со скутерами.
Сколько проехал человек, тоже значения не имеет — преступление считается оконченным с момента начала движения.
Не имеет значения, по какому кодексу водитель ранее был привлечен к ответственности. Напомню, что вариантов — два. По КоАП РФ: за управление ТС в состоянии алкогольного опьянения (статья 12.8, части 1, 3, 4), а также за отказ от прохождения медицинского освидетельствования (статья 12.6). Или по УК РФ — нарушение ПДД, все части статьи 264, которые предусматривают ответственность для пьяного водителя.
Совершенно неважно, и от чего человек опьянел — выпил или употребил наркотическое или психотропное вещество.
И последнее условие — возраст уголовной ответственности по статье 264.1 наступает с 16 лет.
Минимальное наказание, которое предусматривает новая статья, — штраф в размере от 200 тысяч рублей до 300 тысяч рублей или зарплата (иной доход) за период от года до двух лет. Также суд может назначить обязательные или принудительные работы. Максимальное наказание, предусмотренное статьей, — лишение свободы на срок до двух лет. Все виды наказания дополнены еще одним — лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
А само наличие судимости явно испортит биографию.