Бомжом Сергея не назовешь, у него есть жилье на проспекте Сидоренко. Но дома он обычно не жил. Последнее время ему очень нравилось обитать в отделении Сбербанка на улице Бредова. Еще недавно он наведывался сюда только в позднее время, но со временем начал приходить и днем — грелся, спал и даже справлял нужду.
А почему бы нет, ведь свободного времени у него навалом — он не работал, бродяжничество было его главным занятием.
Ему там нравилось
Понедельник, 6 апреля, полдень. Захожу в отделение Сбербанка, чтобы снять деньги с карты. Тут же слышу за спиной недовольный женский голос: “Уходи отсюда! Зачем опять пришел?! Нечего тебе тут делать”. Вижу, что возмущается работница Сбербанка.
“Ничего себе, — думаю, — тут клиентов встречают…” Перевожу взгляд дальше и вижу объект ее возмущения. Передо мной человек, говоря официальным языком, который ведет асоциальный образ жизни. Грязный, обросший, небритый, с разбитым в кровь лицом и в жутком пальто. Те, кто стоял рядом с ним, тут же разбежались — видимо, запах…
Как только мужчина вышел, сотрудницы банка начали его обсуждать. Как оказалось, здесь его хорошо знают. Первые жалобы клиентов на визиты Сергея начали поступать в конце марта. Его видели спящим или просто сидящим за банкоматами в ночное время — с 23 до 7 часов. Ночью зона самообслуживания в этом офисе Сбербанка открыта. Вот он и повадился сюда — тепло, светло, людей мало. А когда осмелел, то и днем начал приходить. В частности, в понедельник он зашел спросить, который час.
Руководитель дополнительного офиса на улице Бредова неоднократно направляла в полицию письменные заявления о том, что Сергей захаживает сюда по ночам, вызывала наряды полиции. Но после того, как сотрудники приезжали и выпроваживали его на улицу, он возвращался снова.
Знакомый нарушитель
Сергея в полиции знают давно. Как сообщил начальник полиции общественной безопасности Сергей Шулекин, за последний год на него завели 37 административных протоколов, основная причина — распитие спиртных напитков в общественном месте, неуплата штрафов. Сергей их не оплачивал — доходов у него не было.
Как оказалось, приехать и вывести человека из помещения Сбербанка — единственное, что может сделать в данном случае полиция, ссылаясь на закон. Его присутствие в банке — не преступление.
— Если человек в состоянии передвигаться, мы предлагаем ему выйти. Если передвигаться не может, то вызываем “Скорую”, и его везут в больницу для оказания медицинской помощи, — говорит Сергей Викторович.
Так полиция поступает и с теми, кто ночует в подвалах жилых домов. Выводят на улицу, после чего пишут письма в городскую администрацию с просьбой перекрыть доступ в такие подвалы. Если же бомж или просто бродяга-пьяница, как Сергей, справляет нужду прилюдно в общественном месте и кто-то из очевидцев напишет заявление в полицию, мол, такие действия оскорбляют его человеческое достоинство, то их могут расценить как мелкое хулиганство.
— Мы можем держать подобных нарушителей в изоляторе временного содержания не более 48 часов, — говорит Сергей Шулекин. — По решению суда содержание могут продлить до 15 суток.
Для бомжей такое заключение — как санаторий. Их там моют, кормят, стригут, одежду дезинфицируют, избавляют от насекомых. А потом выпускают. И они снова продолжают привычный образ жизни — пьют, бродяжничают, спят, где придется. По примерным подсчетам полиции, таких, как Сергей, в Апатитах около 20-30 человек.
Этих людей, конечно, жаль. Всякое в жизни бывает, и человек, оказавшийся “на дне”, вызывает лишь искреннее сочувствие. Но, согласитесь, жаль и тех, кто вынужден терпеть подобное соседство. Если, к примеру, ваш ребенок встретит в подъезде такого Сергея, вы станете первым, кто заговорит о том, чтобы его изолировали. Но куда?
Вернут ли ЛТП?
В Мурманском отделении Сбербанка считают, что “данная проблема носит острый социальный характер и требует повсеместного решения”. Они “готовы содействовать администрации города Апатиты, социальным службам в направлении данных лиц в специализированное учреждение для людей, оказавшихся в сложных ситуациях вследствие стечения жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствием места жительства”. Пока же специалисты банка договорились с частным охранным предприятием о регулярных рейдах в ночное время “с целью профилактики нахождения данного гражданина на территории банка”.
Возобновить систему контроля и управления доступом зоны самообслуживания, когда в ночное время клиенты могут попасть в отделение банка только с помощью банковской карты, на улице Бредова пока не планируют. Как пояснили в областном отделении, такие системы демонтировали “ввиду непонимания жителями Мурманска и Мурманской области работы системы” и большого количества жалоб на этот счет.
О создании “ночлежки” или какого-то ее подобия, предположим приюта для бездомных, в Апатитах говорят уже более десяти лет. Пристанище для опустившихся людей решило бы проблему, с которой в марте столкнулись сотрудники и клиенты Сбербанка.
— По поводу открытия в городе “ночлежки” обращаются и общественные организации, и мы не похоронили эту идею, — сказал заместитель председателя Совета депутатов Павел Чуфырев. — Но денег у города нет. Так что пока отложили эту затею до лучших времен.
Тем временем из центральных СМИ известно, что в высших кругах федеральных правоохранительных органов заговорили о возрождении ЛТП. Эта система, возможно, и решила бы проблему — люди, подобные Сергею, имели бы и крышу над головой, и пропитание, и возможность работать, хоть и принудительно.
Неизвестно, к чему приведут такие разговоры. Но Сергей этого не узнает. Во вторник его не стало. Накануне он отравился суррогатным алкоголем и скончался в больнице. Ему было 38 лет.
Странная история, в любом банке есть охрана… Все гораздо проще. Звонок в полицию, составляется протокол. Этот «бывший интеллигентный человек» платит штраф 1500 руб. согласно ст. 20.21 КоАП за оскорбление человеческого достоинства и общественной нравственности, а за повторное правонарушение получает 15 суток.
ну да, приедут они как же (особенно что 02 днем не особо берут). пробовали — знаем, максимум выпинают на улицу, что можно и самим — люд хотя бы понятливый на слова, физ. сил не требуется.
Его отношение к совершаемым поступкам — олицитворяет отношение граждан к городу. Всем ср….ть. Моя хата с краю.
Как на верху, так и в низу.